Что изображено на монетах разных стран. Военная история, оружие, старые и военные карты. Примеры оформления сторон монет
Всего имеется 12 номиналов банкнот
:
7 для гражданского населения (до 100 $ включительно),
2 высокого номинала - 500 $ и 1000 $ [«в народе» встречаются чрезвычайно редко, являются некоторой экзотикой, «подарочным сертификатом»; кстати, все денежные знаки, выпущенные правительством США начиная с 1861 года (когда в России отменили крепостное право), до сих пор принимаются без ограничений и обладают полной номинальной стоимостью],
3 сверхвысокого номинала - 5 000 $, 10 000 $ и 100 000 $.
Банкноты высокого и сверхвысокого номинала появились во время «великой американской депрессии» в экономике.
Банкноты высокого номинала печатались вплоть до 1946 года, а сверхвысокого номинала - двумя сериями: 1928 и 1934 года (100 000 $ - только в серии 1934 года). [Нужно различать, что есть серия определённого года, а есть её выпуск, печатание. Банкноты в 5 000 $ серии 1934 года была реально были отпечатана только в 1944 году, а её допечатывание и эмиссия могло производиться вплоть до 1969 года (если быть точным, то эмиссия может производиться и сейчас уже отпечатанными, но не пущенными в оборот банкнотами).]
Банкноты сверхвысокого номинала были двух видов: федеральные резервные банкноты и золотые сертификаты (различаются оформлением - зелёной и жёлтой цветовой гаммой соответственно).
Федеральными резервными банкнотами были только номиналы 5 000 $, 10 000 $, изначально они использовались для межбанковских расчётов, но потом «вышли в люди». Золотые сертификаты были номинала 5 000 $, 10 000 $ и 100 000 $, используются только для расчётов между банками и запрещены для взаиморасчётов «на улице».
С 1969 года федеральные резервные банкноты планомерно изымаются из обращения. Их общее количество: номинала 5 000 $ - 72 300 штук, а 10 000 $ - 62632 штук. На 2005 год в свободном обращении («на руках») уцелело не более 200-300 штук каждого из двух номиналов.
Вывоз из США банкнот номиналом выше 100 $ запрещён и не разрешён.
Картинки, имеющие портретное сходство с национальными героями Америки, располагаются на современных банкнотах на лицевой («главной») стороне (но так было не всегда).
Всего имеется 6 номиналов монет
:
5 «с президентами» - 1 цент (Авраам Линкольн, 16-й) , 5 центов (Томас Джефферсон, 3-й) , 10 центов (Франклин Рузвельт, 32-й) , 25 центов (Джордж Вашингтон, 1-й) , 50 центов (Джон Кеннеди, 35-й) ,
и
1 доллар - с феминисткой Сюзан Браунелл Энтони (Susan Brownell Anthony) (1820-1906) .
Профили на американских монетах располагаются, как правило, не на аверсе («лицевой» стороне), где указывается номинал (на американских монетах он указывается не арабской цифровой вязью, а латинскими буковками), а на реверсе («оборотной», «тыльной» стороне). Как написано в статье «Нумизматика » Большой советской энциклопедии, «обычно лицевой стороной считают ту, на которой помещены важнейшие изображения, призванные, как правило, возвеличивать государственную власть или официальную религию (например, <…> на монетах <…> феодальных государств Западной Европы - портрет государя или его герб <…>, на современных - портрет монарха или герб государства)».
На фото: Реверс монеты один доллар (100 центов) со Сюзан Браунелл Энтони; чеканилась до 1999 года.
Источник: http://www.metropolbank.ru/doc/banknote/usa/c100.htm
На фото: Лицевая сторона банкноты 5 $ серии 1998 года с Авраамом Линкольном.
Источник: http://money.dmd.ru/help/3.html
На фото: Реверс монеты 1 цент с Авраамом Линкольном; чеканилась до 2000 года.
Источник: (сайт в down’е); или здесь: http://www.metropolbank.ru/doc/banknote/usa/c1.htm
10 $ - Александ(е)р Гамильтон (Alexander Hamilton) (1755/1757-1804) (биографы - «вместе, совместно»">вкупе с историками мучаются от собственного бессилия, кусают губы и локти, хлобыстиют кулаками по столешницам, потому что не могут точно установить дату рождения: это или 1755, или 1757 год; им бы нашего академика А. Т. Фоменко сотоварищи с их новой хронологией !), первый в истории США министр финансов (1789-1795) (на оборотной стороне купюры - здание казначейства США). В 2004 году авторы проекта «Наследие Рональда Рейгана» («Ronald Reagan Legacy Project »), вынесли на рассмотрение Конгресса предложение о замене портрета Гамильтона - единственного «непрезидента» на 12 номиналах банкнот США («непрезидентом» был также и Бенджамин Франклин, но он не в счёт, поскольку он не занимал почти никаких официальных государственных должностей, а лишь «исполнял обязанности») - на скончавшегося в этом же 2004 году Рональда [Уилсона] Рейгана (Ronald Reagan) (1911-2004) , 40-го президента США (1981-1885, 1885-1889) . Предложение после яростных возражений части конгрессменов было отклонено. но сторонники увековечивания Рейгана на денежных знаках, как могло показаться, вдруг «зациклились» на числе 10 и незамедлительно предложили «компромиссный вариант» - запечатлеть Рейгана пусть не на 10 $ , так хоть на… 10-центовой монете [официальное название - «одном дайме » (англ. «one dime ») ], реверс которой с 1946 года украшает лик
Монеты имеют свою историю и определенную ценность. Они являются предметом коллекционирования уже несколько веков. Несмотря на это, многие не знают, как называется та или иная сторона монеты.
Аверс и реверс
Основные стороны монет
Любая монета имеет три поверхности, у которых есть свои названия:
- Аверс. Это главная - лицевая сторона монеты. На аверсе изображали портреты глав государств, герб, эмблемы, надпись с названием страны, колонии, территории с названием банка. В современном мире на аверсе изображают легенду, которая определяет государственную принадлежность. Например, лицевая сторона монеты СССР была с изображением государственного герба. В это время монеты часто меняли свой внешний вид. На юбилейных монетах сложнее определить аверс, так как не всегда там был изображен герб. В таком случае нужно искать сторону с главными изображениями.
- Реверс. Оборотная сторона монеты. На ней изображен номинал монеты, клеймо пробы. Это сторона несет служебную информацию. На коллекционных или юбилейных монетах изображались персонажи, для которых они выпускаются.
- Гурт. Так называют ребро монеты. В давние времена мошенники спиливали гурт с целью наживы, поэтому боковую сторону монеты начали обозначать.
Сторона гурта может быть разной:
- Гладкой.
- С надписью. Царские монеты выпускали с выпуклыми надписями, а современные - с вдавленными. Это может быть надпись номинала прописью.
- Сетчатая. На гурт наносились линии, похожи на сетку. Применялись в XVIII веке.
- Прерывчато-зубчатая. Это распространенный вариант для современных монет. На гурте изображают насечки, чередуя их с гладкой поверхностью.
- С насечками. В наше время - это рельефные насечки, а монеты XVIII века имели насечки, расположенные под углом.
- С узорами. В XVIII веке на гурте изображали узоры, орнаменты, точки, линии. Такой гурт имели монеты Екатерины II, Александра II, Николая I.
- С вырезом по центру. Такой вырез имеют монеты Австралии, Индии.
- Комбинированная.
В наше время на гурт могут наносить даже драгоценные камни; лампы, которые светятся при нажатии на гурт; кусочки метеоритов, которые упали на землю; пирамиды; календари.
Аверс и реверс монеты
Есть еще понятие - монетное поле - им является площадь одной стороны монеты, обрамленной насечками. В давние времена поля и монеты были разными, так как поверхность делали шире, она выходила за диаметр штемпеля.
Примеры оформления сторон монет
В царские времена можно было спутать реверс и аверс. Для того чтобы определить сторону правильно, вычисляли самый важный элемент для государства - это и была гербовая сторона монеты. В стародавние времена стороны разделяли на копье и решку.
Аверс, реверс и гурт монеты
Во времена правления Петра I на монете изображался двуглавый орел, откуда и пошло привычные нам названия «орел» и «решка». Название «решка» появилось потому, что на монете изображались царские инициалы в виде узоров или решета. Здесь «орел» - это аверс, а «решка» - это обратная сторона монеты, на ней также указывается ее номинал. Стороны монет всегда имеют разные изображения.
На аверсе современной монеты России изображен герб и надпись банка, на реверсе указан номинал. Монеты имеют целевое назначение и являются ценными.
Каждая сторона монеты имеет свое назначение. Лицевая сторона монеты или аверс описывает важные элементы государства, реверс - номиналы, а гурт несет защитную функцию. У каждой стороны своя роль, поэтому путать их не стоит. По изображениям на сторонах монет можно определить их принадлежность к ценным, коллекционным, юбилейным, редким монетам, а также узнать их историю.
Н
екоторые замечания о палеографии средневековых монет.
Центральная часть л. с. и о. е., где помещается основное изображение или надпись (обычно в две или более строк), носит название поля монеты. Нижняя, меньшая часть поля иногда отделена от остальной - большей части горизонтальной чертой или полосой. Часть поля монеты под такой чертой называется обрезом; здесь обычно помещаются второстепенные надписи или знаки.
Определяющими для внешнего вида и характера монеты являются не только ее форма и размеры, но и изображения и надписи, монетный тип. В нумизматической литературе нет единого определения понятия тип монеты, или монетный тип. Некоторые полагают, что типом монеты следует считать совокупность всех ее признаков - характера выделки, формы, изображения, что его можно скорее почувствовать, чем объяснить и описать. Однако более реальным следует считать другое определение: тип монеты - совокупность ее изображения и легенды. Причем легенда здесь важна не по содержанию, а по своему расположению и декоративному значению. Но так как надписи на монетах по своему расположению довольно однообразны, то тип монеты, как правило, определяется ее изображением (конечно, речь не идет о монетах, не имеющих изображений). Если одна монета отличается от другой лишь деталями изображения или несколько иным расположением легенд, говорят о варианте монетного типа. При различиях в начертании букв, в расстояниях между ними, в расстоянии между изображением и легендой, т. е. при таких различиях, которые возникли при воспроизведении того же типа на новом штемпеле, принято говорить о варианте штемпеля.
В смене изображений на монетах имеются свои закономерности. Изменение изображений обычно связано с переменами в качестве металла монеты, в технике чеканки или же с политическими переменами. Типы полноценных монет экономически крепких для своего времени государств были устойчивы, иногда сохранялись в течение десятков и даже сотен лет, вызывали многочисленные подражания. Монеты-подражания нередко не только имитировали изображение, но и удерживали легенду образца, которому они следовали. В подобных случаях определение времени и места выпуска вызывает значительные трудности и может быть сделано часто только путем сличения штемпелей. При подражаниях чаще всего копировали изображение, а та часть легенды, которая указывала на государственную принадлежность монеты и называла правителя, менялась.
В античную эпоху были распространены подражания афинским тетрадрахмам, золотым статерам Александра Македонского (336-323 гг. до н. э.), серебряным и золотым монетам Лисимаха (323-281 гг. до н. э.), тетрадрахмам греко-бактрийского царя Евтидема I (вторая половина III в. до н. э.), многочисленны подражания римским денариям и ауреусам. Чеканка так называемых варварских государств, возникших на развалинах Западной Римской империи, на начальном этапе представлена подражаниями монетам Византии. Значительно число подражаний дирхемам Арабского халифата (например, чекан Волжско-Камской Болгарии, так называемые хазарские подражания и др.). Из монет, вызвавших многочисленные подражания в более позднее время, можно назвать кёльнские денарии X-XI вв., английские стерлинги, французские гротурнуа, итальянские флорины и цехины, венгерские и голландские дукаты. В Эрмитаже хранятся редчайшие подражания венгерскому дукату и английскому ноблю - они имеют русские легенды с именами Ивана III (1462-1505) и его сына Ивана Ивановича Молодого. Известны также голландские дукаты, чеканившиеся в России в XVIII-XIX вв. вплоть до 1868 г. (главным образом для межгосударственных расчетов) - так называемые лобанчики.
Монеты-подражания следует отличать (особенно для античности и средних веков) от фальшивых монет, поскольку первые, как правило, чеканились правителями, обладавшими правом монетной чеканки. Изготовление монет-подражаний могло, однако, задевать интересы тех стран, где чеканились монеты, служившие образцом.
Для каждой эпохи можно выделить наиболее характерные изображения. На древнейших монетах Греции (середина VII - начало V в. до н. э.) изображение в связи с особенностями чеканки часто помещалось только с одной стороны. Изображения этого архаического периода - боги и предметы культа, животные и растения. Голова и нижняя часть туловища человеческой фигуры дается в профиль, а грудь расположена впрямь. В классический период (начало V - конец IV в. до н. э.) изображения естественны, детализированы, становятся все более сложными по содержанию. Тематика изображений сохраняется в основном прежняя. В эллинистический период особую роль приобретают изображения правителей (обычно - голова правителя).
Изображения на греческих монетах часто позволяют определить место их чеканки: черепаха изображалась на монетах острова Эгина, голова Афины и Пегас - на монетах Коринфа, голова Афины и сова - на монетах Афин, орел Зевса и краб - на монетах Акраганта, колос - Метапонта, бык - Сибариса, тунец - Кизика, лев - на монетах Милета, Регия, Леонтин, Самоса, Пантикапея и т. д. На римских медных ассах и их фракциях изображается голова того или иного божества: на ассах - Януса, на 1/2 асса - Юпитера, на 1/3 асса - Минервы, на 1/4 асса - Геркулеса, на 1/6 асса - Меркурия, на 1/12 асса - Беллоны (италийской богини войны; иногда считают, что изображена голова Ромы). Ранние римские денарии имеют изображение Ромы и Диоскуров - близнецов Кастора и Поллукса - на конях. Часты изображения римской волчицы, Ромула и Рема, богов и персонификаций - воплощений отвлеченных понятий (таких, как свобода - Либертас, согласие - Конкордия, счастье и успех - Фе-лицитас, изобилие - Абунданция, военная доблесть - Виртута) в виде человеческих фигур. Нередки изображения архитектурных памятников, скульптур, военных доспехов. Со времени Юлия Цезаря все чаще на монетах портреты правителей. Римские императоры постоянно изображены на монетах.
В Византии долгое время следовали позднее римским образцам: с одной стороны - портрет императора, с другой - богиня победы Виктория, ступенчатый крест. При Юстиниане II (685-695) на монетах впервые появляются изображения Христа, занявшие их лицевые стороны. После перерыва, вызванного правлением императоров-иконоборцев (726-843), на монетах снова появляются изображения Христа, а затем Марии, христианских святых (например, св. Евгения).
На л. с. монет «варварских» государств помещалось обычно погрудное изображение правителя, на о. с. - различные виды крестов (например, ступенчатый, якорный) или фигура Виктории, нередко искаженная до неузнаваемости. Довольно часто на монетах встречаются различные монограммы. С середины VIII по середину XII в., в период господства мелкой серебряной монеты - двустороннего денария, наиболее распространены были различные формы креста (часто с буквами или изображениями в углах), стилизованное изображение храма, погрудное изображение правителя в профиль (анфас встречается лишь изредка). На денариях ряда государств время от времени появляется изображение благословляющей руки.
Монограммы, обычные до IX в., долгие годы еще не сходят с итальянских и французских монет.
С середины XII по XIII в. включительно погрудное изображение правителя анфас начинает преобладать над подобными же изображениями в профиль, все чаще появляется изображение правителя на троне. Изредка мы видим на монетах изображение всадника, а встречавшиеся и ранее изображения святых теперь появляются на монетах чаще. Стилизованное изображение храма продолжает преобладать во Франции и отчасти сохраняется в Италии, сменяясь более реалистическим изображением постройки с двумя, а чаще с тремя башнями. Изображение орла получает в этот период большее распространение. Широко известные геллеры XIII-XV вв. (их название сохранилось в современной Чехословакии) чеканятся с изображением руки. Всё чаще встречаются так называемые говорящие геральдические изображения, представляющие собой переходную ступень к гербам: в Дофине - дельфин (Дофине - лат. Delphinatus), в Генуе - ворота (janua), во Флоренции - лилия (florenus - цветущий), в Штральзунде - стрелообразный луч (Strahl), и т. д. В XIII в. на монетах появляются гербовые щиты. Монетные типы XIV-XV вв. еще более разнообразны. Основное число монет имеет изображения человеческих фигур впрямь, среди них становится сравнительно больше, чем в предшествующее время, изображений поясных и во весь рост. На монетах ряда стран - изображение ангела. Гораздо чаще встречается изображение корабля (как, например, на знаменитых английских золотых ноблях, которые на Руси называли корабельниками. На монетах различных частей Европы, от Франции до острова Готланд, нередко можно видеть овцу (агнца) со знаменем. С развитием геральдики изображения орла и льва начинают играть весьма важную роль. То на одной, то на другой монете можно видеть шлем с нашлемниками, а также корону.
XVI-XVIII вв. знаменуются дальнейшим усложнением изображений. Значительная поверхность новых крупных монет, прогресс искусства и техники были основой этого развития. В XV -XVI вв. изображение человека на монетах, вслед за медалями эпохи Возрождения, впервые получило портретное сходство, стало художественным изображением. На крупных монетах можно видеть панорамы городов - Венеции, Базеля, Цюриха и др. Чеканится большое количество памятных (коммеморативных) монет: по случаю рождений, бракосочетаний, смертей, военных побед и других событий. Важное место занимают гербы - многопольные, украшенные шлемами с щитодержателями (различными фигурами по сторонам гербового щита, поддерживающими его). Геральдика начинает играть в изображениях на монетах столь значительную роль, что необходимо кратко остановиться на некоторых геральдических правилах, имеющих отношение к нумизматике.
В XV-XVI вв. наряду с однопольными появляются и получают большое распространение четырехпольные и многопольные гербовые щиты. Правая (А - Б) и левая (В - Г) стороны щита определяются как бы по отношению к воину, его держащему. Правое верхнее поле щита (I) считают главным, с него ведется счет всех полей. Именно по нему или по срединному щитку, который иногда помещался в центре основного щита, устанавливается принадлежность последнего определенному владетельному лицу или городу. На архиепископских, епископских, аббатских многопольных гербах на первом поле обычно помещается герб церковного владения, а срединный щит бывает занят фамильным гербом духовного сеньора. Над гербом мог находиться один или несколько шлемов. Украшение щита многими шлемами - не свидетельство высокого ранга его владельца, а признак соединения нескольких гербов на одном щите. Так как шлем - принадлежность рыцаря, то гербовые щиты городов, духовных лиц и женщин им, как правило, не украшались. С XVI в. шлем над щитом иногда заменялся короной.
Наиболее распространенная геральдическая корона состояла из обруча, над которым возвышались три больших и два меньших острых листовидных зубца (в геральдике в счет принимаются только видимые на изображении зубцы). Королевские короны имели различные формы, обычно они были закрытыми и сверху украшались державой и крестом. С конца XVII в. графские и баронские короны имели пять листовидных зубцов, рядового дворянства - три. Позже графская корона украшалась девятью жемчужинами, баронская - семью, дворянская - пятью. Довольно часты изображения правителей в герцогских или курфюршеских шапках. Папские гербы украшались многоступенчатой тиарой, архиепископские и епископские - митрой. Над гербовыми щитами высшего духовенства могли изображаться шляпы - кардинальская с 15 кисточками, архиепископская - с 10-9 кисточками и епископская - с 6 (на монетах в количестве кисточек бывают некоторые отклонения).
На монетах XIX в. портретные и гербовые изображения продолжают преобладать. Теперь щит часто украшается мантией (драпировка из ткани), а по штриховке щита, обычно передаваемой на монетах с конца XVIII в., можно определить его цвета.
На древнерусских златниках и сребрениках рубежа X-XI вв. изображены князь, Христос и так называемый знак Рюриковичей. Удивительно разнообразны изображения на небольших по размеру русских монетах XIV- XV вв.: мифологические сюжеты с Китоврасом, Сирином, Самсоном, изображения хищных животных, сцен охоты, а также воина, монетчика, чеканящего монету, и т. п.
С XVI в. основным изображением становится всадник с саблей, а затем с копьем, со времени Петра I - портретные изображения царствующих лиц и коронованный двуглавый орел. Интересны изображения на памятных рублях XIX - начала XX в., но чеканка русских памятных монет была очень незначительна.
XX век внес разнообразие в тематику изображений как в СССР, так и в зарубежных странах. Становится обычным, что на монетах появляются изображения памятников искусства и культуры, портреты выдающихся ученых, художников, композиторов. Нашли свое отражение в многочисленных монетных выпусках различных стран вопросы экологии и охраны природы, заняла видное место в нумизматике космическая тема. Освоению космоса советскими космонавтами, их совместным полетам с космонавтами других стран посвящен ряд монет, чеканенных в Болгарии, на Кубе, в Польше, Чехословакии, Гвинейской Республике.
Интересны монеты, посвященные Олимпийским играм. Одна из лучших серий такого рода выпущена в СССР в связи с Играми XXII Олимпиады в Москве в 1980 г. Монеты в честь XXII Олимпиады с изображениями различных видов спорта выпустили также Западное Самоа, Экваториальная Гвинея, Сан-Марино, Кипр, Куба, Польша, остров Мэн и даже Гаити. Большая серия монет была выпущена в Сеуле по случаю проходивших там с 17 сентября по 2 октября 1988 г. XXIV Олимпийских игр. Золотые монеты весом в унцию (31,10 г) и 1/2 унции в 50 000 и 25 000 вон, а также серебряные, кроме изображения знаменитой пагоды Таботхап, имеют сюжетами различные виды спорта (корейская борьба, велосипедные гонки, футбол и др.).
В 1961 г. был создан Международный фонд охраны дикой природы - WWF (World Wildlife Fund). Поддерживаемый банками и монетными торговыми фирмами (например, нумизматической фирмой Спинк в Лондоне), фонд осуществляет широкую монетную программу.
31 августа 1989 г. в СССР были выпущены монеты, посвященные 500-летию единого Русского государства. На одной серебряной монете достоинством 3 рубля - панорама Московского Кремля конца XV в., на другой - изображение первых общерусских монет - копейки, денги и полушки времени реформы 1534 г. На 100 золотых рублях изображение оттиска печати Ивана III. На 50 золотых рублях - сооруженный в 1478 г. Успенский собор Московского Кремля - творение архитектора и монетчика Аристотеля Фиораванти. На платиновой монете достоинством 150 рублей изображено так называемое «Стояние на Угре» войск Русского государства и Большой орды в 1480 г., положившее конец длительному монголо-татарскому игу. На палладиевой монете достоинством 25 рублей - изображение Ивана III, завершившего объединение русских земель в единое государство. Портрет дан на фоне символического изображения границ Русского государства и представителей различных его сословий.
На подавляющем большинстве монет, кроме изображения, имеется еще и надпись - легенда. Правда, есть некоторое количество монет, вовсе не имеющих надписей: это так называемые немые, или анэпиграфные монеты. К ним относятся древнейшие греческие монеты, а в средние века анэпиграфных монет достаточно много среди брактеатов XII-XV вв. - односторонних монет, чеканившихся на тонкой серебряной пластинке. На многих мелких разменных монетах германских государств нового времени надпись бывает очень скупа - обозначение достоинства монеты и - иногда - буквенное обозначение монетного двора. Это очень затрудняет определение таких монет, но все же мы их не можем отнести к анэпиграфным. Имеются и моноэпиграфные монеты - такие, которые имеют не изображения, а только надписи. Таких монет много среди восточных (например, все куфические дирхемы), но в европейской чеканке их не больше, чем анэпиграфных. К анэпиграфным монетам относятся также монеты с нечитаемой надписью. Таких монет много среди средневековых подражаний. Например, ряд легенд на подражаниях англосаксонским монетам нечитаем.
Легенды бывают: 1) круговые, по краю монеты; 2) в поле монеты; 3) под обрезом (если такой имеется); 4) по гурту монеты.
Первые могут быть в один круг (самые распространенные), в два и три круга. Двойная круговая легенда на европейских монетах появляется в XIII в. на гротурнуа и других монетах типа гроша. Двойная, а также тройная круговая легенда имеется на некоторых талерах начиная с XVI в.
Надпись в поле монеты может быть в одну, две или несколько строк (наиболее распространенная форма такой легенды); состоять из одной, двух или нескольких букв; иметь декоративный характер, находясь в углах креста, на фасаде здания, иногда заменяя ему колонны (например, на южно германских денариях X-XI вв.), образуя крест из букв или слов легенды (например, крест из 8 букв на французских монетах Людовика XIII и Людовика XIV). В поле монеты может находиться монограмма либо цифра (цифры).
Под обрезом обычно ставится дата чеканки или буквенный монетный знак, обозначающий тот или иной монетный двор.
Надписи по гурту стали использовать сравнительно поздно, они имеют для определения монеты важное, но подчиненное значение по отношению к легендам круговой и в поле монеты (кроме, вероятно, токенов, для определения которых гуртовая легенда имеет существенное значение).
Надписи на греческих монетах появились очень рано, уже в первой четверти VI в. до н. э. Это обычно обозначенное первой буквой или сокращенно название города, выпустившего монету. В классический период на монетах помещается полное название города, а иногда также имена монетчиков. Встречаются надписи справа налево. Надписи обычно заполняют поле монеты. При Александре Македонском в легенде появляется имя царя, а после его смерти (323 г. до н. э.) имя правителя на монетах становится обычным (нередко - в виде лигатур или монограмм). К именам правителей прибавляются почетные эпитеты (благодетель, спаситель, победитель), а также даты по местным эрам, обозначенные буквами греческого алфавита.
В Древнем Риме надписи на монетах появились одновременно с чеканкой серебряных денариев, где сначала помещалось лишь название города - ROMA. Затем легенда расширяется дополнением имен магистратов. С 87 г. до н. э. к имени магистрата присоединяется название его должности: квестор, проконсул и т. п. Со времени империи надписи на монетах становятся подробными, это в первую очередь так называемые круговые легенды. Например, на сестерции императора Веспасиана - следующая легенда: IMP-CAES- VESPASI-AN-A VG-PM-TR-P-PP-COS VII. Полностью она читается так: Imperator Caesar Vespasianus Augustus Pontifex Maximus Tribunicia Potestate Pater Patriae Consult VII («Император Цезарь Веспасиан Август Верховный жрец, в должности трибуна, Отец Отечества, Консулом [год] VII»).
Из сокращений, встречающихся на римских монетах, приведем лишь некоторые: COS - Consul - консул
DN - Dominus noster - наш повелитель (государь)
Ex SC - Senatus consulto - по решению сената
SC - Senatus consulto - по решению сената
I, IM, IMP - Imperator - император
LEG - Legatus - легат
Р - Pius - милостивый, справедливый
РМ - Pontifex Maximus - верховный жрец
PR - Pretor - претор
PROC - Proconsul - проконсул
Q - Quaestor - квестор
TR РОТ - Tribunicia potestas - в должности трибуна.
Приведем также основные сокращения названий монетных дворов:
A, AL, ALE, SMAL - Александрия
ANT, AN, ANTOB, SMAN - Антиохия (ныне Антакья)
AQ, AQVIL, AQOB, SMAQ - Аквилея
AR, ARL - Арелат (ныне Арль)
CON, CONST, KON, KONSTAN - Константина (до 328 г. Арелат) CON, CONS, С, CP, CONSP, CONOB - Константинополь (ныне Стамбул) CYZ - Кизик
К, РК, KART - Карфаген (ныне в черте г. Тунис) L, LN, LON, ML, PLON, PLN - Лондиниум (ныне Лондон) L, LVG, LVGD, LG, LVGPS, PLG - Лугдунум (ныне Лион) М, MD, MED, MDOB - Медиоланум (ныне Милан) N, NIC, NICO, NIK, SMN, MN - Никомедия (ныне Измид) R, RM - Рим
SIRM, SIROB - Сирмий, Сирмиум
ТЕ, TS, TES", THES, THSOB, SMTS - Фессалоники (ныне Салоники) TR, TRE, TROB, TRPS - Треверис (ныне Трир).
На греческих монетах нет обозначения номинала (стоимости), но на некоторых он отмечен особенностями изображения. Такой же прием мы видели на римских ассах и их фракциях. Но в Риме «очень рано появилось цифровое, буквенное или точечное обозначение номинала: для асса - цифра I, для 1/2 асса - буква S (semis - половина), для 1/3 асса, или триенса - 4 точки (т. е. 4 унции), для 1/4 асса или квадранса - 3 точки (3 унции), для 1/6 асса, или секстанса - 2 точки (2 унции), для 1/12 асса (унции) - одна точка. Денарий имел цифру X (10 ассов), квинтарий - V (5 ассов), сестерций - смешанное обозначение: цифрой II и буквой S (2 1/2 асса). Стоимость на медных монетах начали обозначать в Византии при императоре Анастасии (491-518) с введением фоллиса, равного 40 нуммиям. Количество нуммий в том или ином номинале указывалось буквами, имеющими числовое значение: М - 40, L - 30, К - 20, IS - 16, IB - 12, I - 10, Н - 8, S - 6, Е - 5. Иногда номинал обозначался римскими цифрами: X, XX, XXX, XL.
На античных монетах даты чеканки- случаи исключительные. Некоторые из них датируются - и притом довольно широко - только по признакам косвенным. Но в эллинистическую эпоху часто на монетах указывается либо год правления того либо иного царя, или год по местной эре. Назовем некоторые наиболее важные для нумизматов местные эры:
Олимпийская (лето 776 г. до н. э.)
От основания Рима (21 апреля 753 г. до н. э.)
Селевкидская (1 октября 312 г. до н. э.)
Вифинская (Понтийская, Боспорская) (297 г. до н. э.)
Византийская (Константинопольская), «от сотворения мира» (1 сентября 5508 г. до н. э.; использовалась на Руси).
На монетах понтийского царя Митридата VI Евпатора отмечен (греческими буквами) не только год, но и месяц чеканки. Как поздние афинские, так и римские монеты часто достаточно точно датируютс
Принято считать начало русской государственности 882 годом нашей эры, когда новгородский князь Олег со своей дружиной взял город Киев. Именно с этого момента начинается официальная история нашего государства. Как и другие страны, на Руси с самого начала появились не только государственные органы, но и деньги.
Самыми старинными монетами, найденными на Руси, являются византийские серебряные и золотые монеты.
С одной стороны на монете изображался портрет императора, другую могли занимать различные изображения, надписи и номинал монеты. Именно такой тип монеты на Руси взяли за образец. Именно, благодаря византийцам, мы имеем такой современный вид монеты в настоящей России.
Менялись эпохи и правители, гербы и названия, а Россия развивалась и процветала, а с ней эволюционировала и монета.
Начало чеканки монет непосредственно на Руси ведёт нас, благодарных потомков, в Киевскую Русь, где ориентировочно в конце Х века появляется «Сребреник». На монете изображался Киевский князь, а рядом с ним герб Рюриковичей - парящий сокол в виде трезубца.
Однако, полноценного цеха по производству монет на Руси того времени так и не появилось. Основной денежной единицей стал серебряный слиток, называемый Гривной.
В ХIII веке меняется техника производства денег. Теперь монеты стали изготавливать из серебряной проволоки. Отсюда появляется знакомое нам всем название «Рубль» от того, что слитки «рубили» из проволоки. Размеры слитков были различны по весу и форме. Свои рубли выпускали Москва и Новгород. Из рубля изготовляли монеты.
Но всё это было кустарным производством. Первые массовые монеты на Руси стали делать в начале ХV века в Москве, затем в Суздальском княжестве, а после в Рязани и Твери. На первых Московских монетах изображался в основном Дмитрий Донской, но часто встречаются монеты с изображением со всадниками, воинами с оружием в руках, животными как существующими, так и мифическими. Это было связано с тем, что как такового монетного двора не существовало, и монеты производили серебряных дел мастера, которым князь лично разрешал чеканить монету для пополнения монетного фонда. Так монеты чеканили даже уездные князья и богатые бояре. На московской монетах с другой стороны изображалась надпись на татарском языке. Дело в том, что уже в то время Московия активно завоёвывала рынки Поволжья, где основным языком был татарский, поэтому деньги были «мульти язычными». Это дало свои плоды, во второй половине ХV века и до включения этих земель в состав России, российская старинная монета, называемая «денгой» прочто удерживала лидерство в регионе и была аналогом доллара в современном мире.
По мере централизации государства и создания внутреннего рынка, деньги стали чеканиться только с русскими надписями, да и потребность в распространении денег за границу отпала.
Следующей вехой в истории медных денег на Руси принято считать 1534 год, год, когда оканчивается денежная реформа Елены Глинской. Теперь на Руси стали чеканить деньги единого государственного образца. На монете был изображён всадник с копьём, отсюда пошло новое название - «копейка». Копейка стала на долгое время самой крупной монетой московского царства.
Серебро стало единственным материалом для производства денег на долгое время. Многие цари пытались проводить денежную реформу, вводились и медные деньги, а Василий Шуйский даже выпустил первые золотые деньги, но всё это было каплей в море и часто проваливалось. Так, медный бунт даже получил отдельную главу в учебниках истории и москвоведения.
Очередной шаг в развитии российских денег сделал царь-реформатор Пётр Алексеевич Романов, известный больше, как император Пётр I . В 1704 году Пётр проводит денежную реформу. Появляются серебряные рублёвые монеты, полтинники, полуполтинники, гривенник, пятачок с надписью «Десять денег» и Алтын, равный трём копейкам.
Теперь с одной стороны царской монеты изображался двуглавый орёл - герб Российской империи, как было принято во всех европейских странах. С 1730 года на теле орла появляется герб московского царства - Георгий Победоносец.
Помимо серебра, велись работы и над медной монетой. Дело в том, что всё правление Петра I велись поиски номинала медной монеты, поэтому медные этого периода часто менялись по весу и форме.
Дальнейшее развитие монеты в России шло по нарастающей. Монеты становились больше в объёме, ценнее по весу, изображение императоров становилось всё более чётким и искусным.
С развитием государства, постепенно стали появляться бумажные деньги, первые появились в Российской Империи ещё при матушке-императрице Екатерине II . Окончательной точкой чеканки монеты в Российской империи стал 1917 год, Первая Мировая война, революция. Экономика России того периода характеризовалась фразой И.А. Вышнеградским, министра финансов России в 1887-1892 годах, «Не доедим, но вывезем».
В 1915 году дошло до того, что в царской армии не было снарядов и патронов, солдатам некоторых частей выдали топоры на длинных палках, для отражения атак немцев и австрийцев. В стране всё больше богатели богатые и всё сильнее беднели бедные. Такое положение дел привело к революции в феврале 1917 года, когда ситуацией воспользовались буржуазные круги, и к Великой Октябрьской Социалистической Революции. Новая власть быстро осознала потребность в своих собственных, новых деньгах. О монетах советской эпохи будет рассказано в другой статье...
Какой президент находится на Центе? Конечно, это - Эйб (Абрахам) Линкольн. В этом обзоре Вы узнаете, кто из выдающихся государственных деятелей запечатлен на разных монетах США
Недавно я уже рассказывала о портретах на американских банкнотах , теперь пришел черед монет. Монета - это денежный знак, изготовленный из металла, либо из другого материала определённой формы, веса и достоинства.Чаще всего монеты изготавливаются из металла методом чеканки и имеют форму правильного круга.
Американская валюта использует шесть наименований монеты - цент/пенс, никель, десять центов, квотер, пятьдесят центов и доллар монеты. Давайте попробуем разобраться какие портреты изображены на монетах этой страны!
Цент - портрет Авраама Линкольна. 1 цент составляет 0,01$.
Никель, монета в пять центов. Портрет - Томаса Джефферсона
Десять центов Франклин Д. Рузвельт
Квотер, одна четвёртая часть доллара, (четвертак) - Джордж Вашингтон
50 центов - Джон Ф. Кеннеди. Была выпущена и выдана банкам особая юбилейная монета этого номинала. Она крайне редка, и выдавалась только тем, кто открывал вклады в банках (подробней об этом ), либо постоянным клиентам банков
Президент на одном долларе (монета) - Дуайт Д. Эйзенхауэр. Монета чеканилась с 1971 до 1978. Все другие годы являются юбилейными и чеканятся с картинами других президентов.