Проблемы реформы жкх. Проблемы жкх, пути решения. Истоки управленческих проблем в ЖКХ
В статье дается представление о современном состоянии жилищно-коммунального хозяйства России; обозначаются основные проблемы, которые возникают в данной сфере. Предлагается ряд перспективных направлений повышения эффективности развития сектора жилищно-коммунального хозяйства, которые позволят преодолеть названные в статье проблемы.
- Региональные программы поддержки субъектов малого предпринимательства
- Учет товарных запасов в торговле и проблемы отражения их в учетной политике
ЖКХ является одним из крупных секторов экономики каждой страны, в том числе и нашей страны. К основным составляющим российского ЖКХ можно отнести содержание и эксплуатацию жилищного фонда, водоснабжение и водоотведение, тепло- и электроснабжение, санитарная очистка городов, дорожно-мостовое хозяйство, содержание и благоустройство территорий и.т.д.В ЖКХ РФ сосредоточено примерно 25 % основных фондов государства, лишь коммунальной энергетикой потребляется больше 20 % электроэнергии и 45% тепловой энергии. И поэтому реформирование ЖКХ представляется весьма трудным, социально важными болезненным процессом, так как затрагивает все слои людей в стране. Наряду с этим, количество и масштаб существующих проблем в ЖКХ является значимым индикатором нынешнего состояния общества.
Целью исследования данной работы является изучение и выявление острых проблем в ЖКХ и предложить основные пути его реформирования. Реформу ЖКХ в городах и пригородных зонах можем с уверенностью отнести к сложным инновационным процессам со всеми обязательными, свойственными им этапами появления и развития. Запуск процесса эффективного реформирования в большинстве случаев осложняется неготовностью и низкой адаптивностью к инновациям всех участников, затрагиваемых этим процессом, в том числе и самих жителей страны. К сожалению, за многие годы формирование иждивенческого отношения к коммунальной сфере глубоко укоренилось в сознании людей, проявляясь в настоящее время в нежелании активно участвовать в реформе ЖКХ. Главной ошибкой в процессе реформирования ЖКХ считается отсутствие полномасштабного эксперимента с доведением идеи реформирования до всех слоев населения, с демонстрацией показательных объектов, которые наглядно подтверждают целесообразность преобразований и надежность механизма их реализации.
Неслучайно законы формирования инновационных процессов не рекомендуют запускать в массовое производство новации, которые не прошли экспериментальные испытания. Мы предполагаем, что осуществление российской реформы ЖКХ возможно сравнить с запуском пассажирских лайнеров с пассажирами на борту без проведения экспериментальных полетов. Как показывает практика, идея вовлечения в процесс реформирования ЖКХ цивилизованного частного бизнеса полностью провалилась по этой же причине. На сегодняшний день сфера взаимоотношений в области ЖКХ между государством и большинством населения России является одним из главных источников социального напряжения, а часто даже воспринимается как определенное насилие со стороны структур, которые уполномочены распоряжаться данной сферой.
А также перевод на рыночную основу ЖКХ не мог иметь успеха по причине того, что кадры, которые привлечены к управлению процессом реформирования данной отрасли, не соответствовали нынешним квалификационным требованиям и не были заинтересованы в успехе реформ.
Последствия управленческих ошибок в ЖКХ, попустительского отношения или халатности неутешительны и даже могут быть опасны для жизни и здоровья населения.
В чем же заключаются основные проблемы в сфере ЖКХ?
- Тарифы. Наиболее важная тема для многих жителей страны. Плата за коммунальные и жилищное обслуживание слишком высока и всегда растёт, становясь значимой статьёй расходов для среднего класса и очень трудным бременем для малоимущих категорий людей. Кроме высокой стоимости, беспокойство и возмущение у жителей вызывает «непрозрачность» процесса формирования цен и тарифов за обслуживание ЖКХ. Даже юридически и экономически грамотные граждане редко могут ориентироваться в механизме начисления платы. Запутанность схемы создает благоприятные условия для процветания коррупции. Сумма платежей за использования жилья неоднократно превышает фактический расход на его содержание. Отсутствует практика установления персональных тарифов для каждого отдельного дома.
- Качество и объём услуг. Многие жители не довольны уровнем качества предоставляемых ЖКХ услуг и предполагают, что оно не соответствует стоимости. Главная причина - изношенность жилищных фондов и недостаток мощностей. Старые коммуникации (водопровод, канализация, газопровод, электросети) работают неэффективно, с большими энерго потерями, которые оплачивают жители. Растущие потребности жителей в энергоносителях превосходят заложенный потенциал мощности сетей. Большая нагрузка приводит к сбоям в процессе эксплуатации и отключениям. Ещё одна причина низкого качества услуг ЖКХ является откровенный непрофессионализм работников. В целях экономии для выполнения электромонтажных и сантехнических работ нанимаются работники у которых нет соответствующей квалификации.
- Неконтролируемость предприятий жилищно-коммунальной отрасли. Страна не контролирует деятельность организаций ЖКХ и качество услуг, которые предоставляются ими жителям страны. Отсутствуют рычаги, которые воздействуют на такие организации: не предусмотрена ответственность за невыполнение обязательств по договорам об оказании услуг ЖКХ. Повсеместно насаждается одна форма объединения собственников - товарищество собственников жилья (ТСЖ). ТСЖ не является универсальной формой объединения для России, так как большинство граждан пассивны в организационных вопросах и низкая правовая грамотность. Поэтому итогами работы ТСЖ стали захваченный монополистами рынок и практически полное отсутствие конкуренции. Недобросовестные лица, получили возможность для личного обогащения, путем формирование фиктивных ТСЖ, и кроме того реализации коррупционных схем. К примру, одна из самых распространенных: объединение заказчика и подрядчика. Реальный потребитель вынужден оплачивать искусственно завышенную стоимость услуг, которые по факту ему не нужны. Отсутствие государственного контроля привело к тотальному развращению данной сферы: чувствуя полную безнаказанность, в её рамках активно действуют мошенники и аферисты.
Ключевые пути решения проблем в сфере ЖКХ
- Государственный контроль.
- Нужно пересмотреть систему тарифообразования. Она должна быть максимальна простая и ориентированная на жителей страны;
- Правовая ответственность за недобросовестную деятельность организаций ЖКХ, участие в коррупционных схемах, формировать фиктивные ТСЖ и т.д.;
- Нужен государственный контроль за качеством услуг, которые предоставляются жителям;
- ликвидировать монополию на рынке организаций ЖКХ, формировать и поддержать конкурентную среды.
- Модернизация коммунальной инфраструктуры. Полное обновление систем коммуникаций повысит эффективность работы. Для снижения энерго потерь нужно установить систему энергосбережения в многоквартирных домах, и усовершенствовать приборы учёта. Обеспечить растущие потребности населения в энергоносителях смогут новые более мощные источники. Их создание экономически окупится менее чем за пять лет - привлекательный проект для инвестиций.
- Общественный контроль. Нужно создать общественные организация для осуществления контроля за проведением капитального ремонта, оценки качества и стоимости работ, запрашивания конкретных услуг (расширение парковки, детских площадок, озеленения и т.п.).
В сфере жилищного обслуживания есть серьёзные проблемы в и пути решения мы всегда сможем найти. Проведение государством жёстких кардинальных реформ в этой области и последовательное претворение их в жизнь под непрерывным общественным контролем способно изменить динамику в положительную сторону
Список литературы
- Графов А.А. Направления совершенствования жилищно-коммунального хозяйства на основе инноваций // Экономика и управление. - 2010. - № 2.
- Иванова Ю.В. Государственно-частное партнерство в ЖКХ: роль государственно-частного партнерства в развитии жилищно-коммунального комплекса мегаполиса // Российское предпринимательство. - 2008. - № 11.
- Коломейцев А.В. Сертификация - эффективный инструмент управления в современных условиях реформирования и модернизации ЖКХ // Основные проблемы и механизмы реализации подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры»: материалы научно-практической конференции. - Ярославль, 2008.
- Сорокан Ю.В. Долгосрочное инвестиционное планирование и инновационная деятельность в жилищно-коммунальном хозяйстве // http://www.g-k-h.ru/direct
На сегодняшний день проблемы ЖКХ в России – один из важнейших вопросов, ведь именно эта сфера является показателем развитости как отдельного региона, так и страны в целом.
Кроме того, сфера ЖКХ и ее устойчивое функционирование является еще гарантом социальной безопасности населения. Поэтому предоставление качественных услуг сферой ЖКХ очень важно.
http://viro73.ru |
Проблемы и их решение
Жилищно-коммунальное хозяйство является вполне естественной монополией, которая при правильном регулировании со стороны государства способна функционировать на самом высоком уровне.
На протяжении не одного года руководство страны предпринимает меры, направленные на модернизацию жилищно-коммунальной сферы, однако на сегодняшний день желаемый результат пока не достигнут.
Проблемы ЖКХ в России решаются с помощью реформирования на государственном уровне, а именно:
- Одно из заседаний Президиума Государственного Совета Российской Федерации было полностью посвящено вопросу реформ в сфере ЖКХ.
- Был разработан план комплексного решения проблем ЖКХ в России.
- Принят федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Аварийное состояние систем жизнеобеспечения граждан обусловлено такими факторами:
- моральный и физический износ обслуживающего оборудования;
- неправильная эксплуатация;
- ошибки персонала;
- несвоевременное устранение неполадок.
http://bb-auto.ru
Возникновение таких факторов обуславливается недостаточным финансированием данной сферы, закрытием многих предприятий в связи с банкротством, неправильной тарифной политики и ценообразования. Все это говорит о глубоком кризисе в ЖКХ России.
Проблемы сегодня
Сейчас в России проводится политика привлечения в сферу ЖКХ частного бизнеса и создания для него хороших условий, что могло бы гарантировать долгосрочное сотрудничество. Также проводится пересмотр тарифных планов и социальная поддержка незащищенных слоев населения. Государством проводится искусственное сдерживание цен на услуги ЖКХ.
Реализация проектов по модернизации коммунальной инфраструктуры позволит значительно повысить эффективность использования природных ресурсов и качества предоставляемых услуг.
По подсчетам специалистов на данный момент жилищно-коммунальный комплекс требует инвестиций в размере 1,456 триллионов рублей. Однако такая потребность в средствах не может быть обеспечена государством в полном объёме. Поэтому стоит рассматривать жилищно-коммунальный комплекс как большой рынок, которому необходимы финансовые влияния. Поэтому сейчас проводятся программы по формированию финансовой привлекательности сферы и привлечению внебюджетных средств.
“Еще одним условием успешной реализации плана по модернизации сферы ЖКХ являются полноценные рыночные отношения в этой сфере. Именно привлечение коммерческих фирм позволит создать здоровые конкурентные условия и повысить качество предоставляемых услуг. Также нужно создание правовой и экономической платформы, благодаря которым можно было бы говорить о возможной переориентации рынка услуг в сторону ЖКХ”.
При этом государство должно разделять и принимать на себя часть рисков и трудностей по совершенствованию этой сферы. Частные фирмы позволят повысить качество услуг и добиться их соответствия мировым нормативным показателям качества.
Это в свою очередь потребует от государства создания и поддержки систем и специальных программ обучения и повышения квалификации кадров для этой отрасли. Программы обучения также можно проводить на частных фирмах и в образовательных центрах с поддержкой со стороны государства.
Видео: Базовые проблемы ЖКХ
ЖКХ (жилищно-коммунальное хозяйство России) представляет собой многоотраслевой комплекс, главными задачами которого являются обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования инженерных инфраструктур строений различного назначения и создание комфортных условий для нахождения или проживания в них человека. Их решение достигается посредством предоставления людям услуг жилищно-коммунального характера в широком спектре.
Структура ЖКХ
Это достаточно сложная и разветвлённая система. Начиная с 01.11.13, Госстрой России, который до этого занимался вопросами ЖКХ, Указом Президента РФ был преобразован в Министерство жилищно-коммунального хозяйства РФ, с сохранением круга решаемых задач.
Значительную роль в бесперебойном и эффективном функционировании всего комплекса ЖКХ, играет ряд институтов, которые не входят в перечень органов (ОИВ) исполнительной власти федерального уровня:
- «Фонд», созданный во исполнение закона под № 185-ФЗ, принятого 21.07.07 (актуальная версия датирована 02.06.16) и осуществляющий бюджетные дотации на выполнение капитального ремонта жилого фонда;
- ОАО «РКС», созданная во исполнение закона РФ под № 209-ФЗ, датированного 21.07.14, с целях развития ИРС ЖКХ
- Снабжение электричеством, газом и теплом;
- Организация водоснабжения и водоотведения (канализация);
- Благоустройство территории населённых пунктов и т.п.
Основные проблемы, свойственные структурами ЖКХ
1. Кризис ЖКХ сегодня является общегосударственной проблемой, требующей незамедлительного решения. Одной из главных причин подобного состояния дел является многолетняя низкоэффективная тарифная политика и финансирование отрасли по остаточному принципу и т.п.
Уровень платежей населения за последние годы, в течение которых проходит реформа ЖКХ России, за предоставляемые услуги ЖКУ, значительно возрос и приближается к 70% от затрат производителя упомянутых услуг.
Однако местными органами власти далеко не в полном объёме выполняются требования по дифференциации начислений, которые предусматривают новые тарифы ЖКХ , с учётом качества и полноты предоставляемых услуг, местонахождения жилья и т.п. Что приводит к возникновению социальной напряжённости среди населения с низкими уровнями доходов, в первую очередь.
Государственная поддержка реформы
Поддержка со стороны государства касается, в первую очередь, реформирования управления жилищно-коммунальным хозяйством в России, целью которого является повышение его оперативности и эффективности.
Следующим, по важности и срочности, считается привлечение ресурсов бюджетов всех уровней для первоочередного финансирования самых эффективных и приоритетных проектов, реализуемых в рамках ЖКК.
Стратегическим направлением можно считать создание действенных финансовых механизмов, которые повышают инвестиционную привлекательность данного сектора для частного капитала, включая предоставление гарантий органов власти всех уровней. Этот комплекс мер имеет долгосрочные перспективы на 2016 год и далее.
Изменения, касающиеся системы управления жилым фондом
Одним из наиболее масштабных, является включение в состав ЖКХ России нового структурного подразделения, единого ИРЦ. Одной из первоочередных задач центра стало совершенствование систем, используемых для начисления платежей, осуществляемых за оказываемые услуги.
Единые ИРЦ позволяют добиться показателя собираемости на уровне 90%, что позволяет говорить об окупаемости подобных центров в течение года с момента их открытия. Реализована возможность для жильцов многоквартирных домов выбора того способа, который будет использоваться для управления их домом.
Важное внимание уделяется одной из острейших проблем, обеспечение защиты населения в социальном плане при переходе на 100% оплату предоставляемых услуг.
Зам. Министра строительства и ЖКХ А.В. Чибис отметил, что ЖКХ должно быть «невидимым» для потребителя. Несмотря на годы реформ, жилищно-коммунальная сфера остается в целом неэффективной. Предпринимательские риски здесь существенно выше, чем в других отраслях. О проблемах управления жилищно коммунального хозяйства расскажем в этой статье.
Истоки управленческих проблем в ЖКХ
Для того, чтобы стать «невидимой», сфере ЖКХ нужны большие изменения. В настоящий момент этому серьезно мешает коррупция и низкая квалификация работающих в отрасли людей. Управляющие организации часто сами отказываются заниматься содержанием многоэтажек и привлекают для этого подрядчиков. Последние для снижения издержек нанимают в качестве уборщиц и дворников граждан сопредельных государств.
Обслуживанием сантехники и электросети в домах занимаются специалисты с недостаточной квалификацией, так как в УК обычно платят меньше, чем на средних или крупных предприятиях. В результате страдает качество предоставления услуг, и жильцы начинают жаловаться на управляющую компанию. В статье электронного журнала наши эксперты подробно описали, какие бывают и как можно .
Дополнительные проблемы создают многочисленные ветхие и аварийные дома, оставшиеся с советских времен. Их расселение идет, но темпы его во многих местах слишком низкие. В некоторых домах предаварийное состояние фиксировалось уже к моменту приватизации, и капремонт в них должен был проводиться за государственный счет. Однако этого не произошло. Сети подачи воды и тепла также серьезно изношены, в результате чего происходят аварии и поступают жалобы.
Что нужно для решения управленческих проблем в ЖКХ
Развитие сферы ЖКХ в нашей стране осложняется уже тем, что она финансируется по остаточному принципу. В таких условиях нужен целый комплекс действий, включающих в себя:
- снижение напряженности и недопонимания между властью и гражданами, сокращение масштабов коррупции, в том числе, за счет ужесточения ответственности за преступления в жилищно-коммунальном хозяйстве;
- продолжение развития конкуренции между управляющими компаниями;
- внедрение профессиональных стандартов для работников ЖКХ и системы оценки их знаний. Это позволит отсеять людей с низкой квалификацией и заставить тех, кто хочет продолжать работать получать теоретические знания и практические навыки для обслуживания вверенных объектов.
Одновременно нужно поднимать уровень зарплат для рабочих, так как он остается одним из наиболее низких в стране. Для достижения этого предлагается принимать соответствующие законы и проводить контрольно-надзорные процедуры для отслеживания их соблюдения. Размер заработной платы руководителей УО не должен быть в разы выше, чем у рядовых сотрудников.
Пути решения управленческих проблем в ЖКХ
Накапливающиеся проблемы в жилищной сфере взаимосвязаны. Из-за недостаточного качества оказываемых услуг продолжает сохраняться напряженность между сотрудниками коммунальных предприятий и населением.
1. Реформирование управления жилищным сектором в регионах. В столице представлением интересов отрасли занимается единое министерство – Минстрой. В его ведении находится и строительство, и ЖКХ. В то же время, к примеру, в Иркутской области в эти вопросы вовлечены два министерства: одно занимается строительством и дорожным хозяйством, второе – жилищной политикой, энергетикой и транспортом. Из-за такого разделения одинаковые задачи часто реализуются со сниженной эффективностью. К примеру, так было с капремонтами, реконструкцией и сносами «хрущевок» (335-я серия домов).
2. Из-за раздробленности профильных министерств в аналогичном состоянии находятся работающие при них общественные советы. Часто власти не обращают внимания на работу таких советов, а они не могут оказывать министерствам необходимой помощи без налаженной взаимной координации. Эти организации занимаются аварийными и ветхими домами, контролируют тарифы за ЖКУ, следят за качеством строительства и ремонта МКД, и так далее. Однако даже появление единого министерства и работающего с ним одного Общественного совета не сможет резко сократить число жалоб жильцов. Причина этого – отсутствие у глав регионов персональной ответственности за то, как решаются проблемы в сфере ЖКХ.
В стране появляется множество общественных организаций, задачей которых является стимулирование властей к более качественному решению проблем жилищной сферы. Этим занимаются:
- общественные палаты и советы;
- НП «ЖКХ Контроль»;
- защищающие права потребителей комиссии;
- отдельные структуры в партиях, специализирующиеся именно на вопросах ЖКХ, и так далее.
Большое число подобных организаций отлично демонстрирует проблемы формирования институциональной экономики на примере конкретной отрасли. Появление все новых структур отнимает бюджетные средства, а также время законодателей и высших руководителей государства. Институты, в свою очередь, хотят показать значимость, которая поможет им в получении государственной поддержки в том или ином виде: прямые денежные вливания, гранты, политические дивиденды и так далее.
Добиться синергии и повышения ответственности глав регионов можно. Для этого нужно формировать и внедрять в субъектах федерации систему совместного государственного и общественного регулирования жилищной сферы. Здесь нужен отдельный орган, который будет работать под руководством замглавы региона, и включать в себя представителей фонда капремонта, общественных советов при министерствах, ОНФ и прочих профильных организаций. Именно этот орган и будет отвечать за увеличение или снижение числа жалоб граждан. Он же займется концентрацией усилий всех разобщенных общественных сил на общей цели – улучшении качества строительства и обслуживания домов.
3. Важно также помнить и об ответственности самих владельцев квартир за качественное управление домом. О том, как организовано управление в МКД с большим количеством собственников, мы уже говорили. Появляющиеся при главах регионов государственно-общественные органы, занимающиеся сферой ЖКХ, нужно обязать создать рейтинговую систему для управляющих компаний.
Так граждане станут с большей ответственностью выбирать для своих домов управляющие организации, а количество их претензий к властным органам в будущем снизится. В то же время власти получат дополнительный инструмент воздействия на осознанный выбор людей.
4. Необходимо продолжать корректировать законодательство для того, чтобы граждане могли в короткие сроки поменять управляющую компанию. На уровне отдельных законов требуется пресечь практику рассылки нескольких параллельных квитанций и подделок подписей собраний. Для этого крупным муниципалитетам рекомендуется создавать подведомственные муниципальные организации, обеспечивающие в качестве промежуточных звеньев переход от не выполняющей свои обязанности УК к той, которая будет работать более эффективно.
Не исключено, что граждане в будущем захотят обслуживаться у качественно работающих муниципальных компаний. Существует также риск того, что эти организации окажутся внизу рейтинга, и жильцы станут отказываться от предлагаемых ими услуг. Однако это будет объективный процесс, ответственным за который окажется руководитель муниципалитета, не организовавший качественное обслуживание находящихся на его территории многоэтажек.
Здесь важно отметить, что при создании таких компаний участие муниципального бюджета должно быть минимальным.
5. Еще одна давняя проблема – отсутствие нормальной конкуренции на рынке ЖКУ. Формально ее ничего не ограничивает, но на практике управляющие компании между собой почти не соперничают. Стандартная ситуация заключается в том, что большая УО становится монополистом и использует все доступные ей средства для предотвращения попадания на рынок прочих компаний и ТСЖ. При этом нужно понимать, что большое число мелких УК приводит к росту расходов для потребителей, так как у них нет эффекта масштаба.
В такой ситуации нужно дорабатывать антимонопольное законодательство для появления в нем механизма, который ограничивал бы размеры управляющих компаний. Это даст сразу два положительных эффекта:
- монополисты будут раздроблены;
- мелкие игроки пойдут на укрупнение через слияния.
В результате повысится качество обслуживания, и одновременно с этим сократятся .
6. Значительная доля жалоб жильцов приходится на существующую систему капремонта. Потребители регулярно высказывают свое возмущение необходимостью вносить средства в общий котел. О нерациональности этой системы говорят и некоторые эксперты, и даже специалисты из властных органов. Проблема здесь вполне традиционная – сначала принимается закон, после чего появляются сложности в его реализации и начинаются поиски путей их разрешения. К примеру, люди не понимают, зачем им оплачивать капремонт новостройки, в которую они только заселились.
Сбор средств с жильцов на ремонт можно было организовать иным способом. Один из вариантов – повышение налога на недвижимость, часть средств из которого отправлялась бы на капитальный ремонт. Такая схема вызывала бы куда меньше вопросов. Работающие в регионах фонды капремонта существовали бы как федеральные учреждения, и их основная деятельность (выполнение ремонтных работ) финансировалась бы целиком за счет собранного налога на недвижимость. В существующей ситуации для снижения накала напряженности между жильцами домов и компаниями ЖКХ можно порекомендовать только одно – сильнее стимулировать граждан к созданию спецсчетов.
Для большинства домов именно формирование специального счета для накопления денег на капитальный ремонт является приемлемой формой. Однако тут сначала нужно решить вопрос с исправлением изначально разработанного несовершенного законодательства. Нельзя продолжать мириться с практикой, когда происходит обесценивание накапливаемых на специальном счете средств. Улучшения в данном направлении начали происходить совсем недавно.
Есть реальный опыт одного ТСЖ, которое попыталось поместить средства в размере 200 000 рублей со своего спецсчета на депозит в Сбербанке. Банковская организация определила, что не снижаемый остаток на специальном счете должен составлять не менее 500 000 рублей. Это значит, что ТСЖ предстояло накапливать средства еще несколько лет, чтобы ему наконец-то разрешили отправить что-то на депозит. Годовой прирост по рассматриваемому депозиту составлял 6-7 процентов. Это вполне нормальная цифра с учетом того, что на законодательном уровне планируется закрепление ставки для кредитования на капремонт не выше 10 процентов.
Для улучшения ситуации в этом направлении нужно развивать работу с банками и связывать долгосрочные специальные счета с ипотечными кредитами. Оптимальной была бы схема, при которой:
- средства отправляются на пополняемые депозиты на 5-10 лет, причем делать это можно в первый же год создания специального счета;
- банковские организации выдают ипотечные кредиты или займы на выполнение капремонта по льготным ставкам – 10-11 процентов.
7. Нужно бороться с низкой квалификацией кадров, работающих в жилищной сфере. В строительстве ситуация в этом направлении была улучшена за счет появления СРО и необходимости иметь в штате нужное количество специалистов с определенной квалификацией. В ЖКХ надо и далее развивать систему оценки профессионализма. Это относится не только к рядовым сотрудникам, но и к руководителям управляющих организаций. Для отрасли уже создано примерно 60 профессиональных стандартов. Близка к завершению система создания центров, которые будут заниматься в регионах оценкой квалификации работников жилищно-коммунального хозяйства.
Властные органы необходимо подталкивать к заключению соглашений с объединениями работодателей в сфере ЖКХ, чтобы система оценки профессиональных навыков была отлажена совместными усилиями. Такую работу нужно наладить не только с муниципальными предприятиями. Значительно важнее вовлечь в нее частные организации. Изначально в законодательстве для частных компаний не было предусмотрено обязательство по оценке квалификации привлекаемых сотрудников. Эту ошибку нужно исправлять.
8. Минстрой активно продвигает свою образовательную программу под названием «Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура». В то же время ее реализация на практике вызывает много вопросов. Для начала вузам нужно лицензироваться на обучение по этому стандарту. Однако в современных условиях учебные заведения неохотно подают заявки на какие-либо лицензии в принципе, потому что это запускает их тотальные проверки.
Процесс лицензирования очень сложен, и нередко для вуза он просто непосилен. Его преподаватели и без дополнительных направлений обучения загружены необходимостью писать формальные рабочие программы и выполнять прочие бюрократически обоснованные действия. Бюрократизация работы школьных и вузовских преподавателей с каждым годом становится все очевиднее.
Есть и другой нюанс. Программу Минстроя можно лицензировать, но для ее продвижения необходимо выделять бюджетные места на обучение. В текущих условиях количество мест на «бюджете» в вузах только снижается. Сектор ЖКХ для молодых людей остается малопривлекательным, поэтому ожидать наплыва желающих обучаться этой специальности на платной основе было бы странно.
Описанную проблему можно решить следующим образом. Минстрою нужно согласовать с Минобрнауки перечень уполномоченных вузов в каждом субъекте федерации для прохождения этими учебными заведениями упрощенной и ускоренной процедуры лицензирования по рассматриваемому направлению обучения. Кроме этого, необходимо даже в условиях сокращения числа бюджетных мест выделять в каждом регионе 20-25 таких мест для бакалавров и 10 мест для магистров.
9. Еще один значительный пакет изменений в работе отрасли появился с запуском ГИС ЖКХ. Во введении этой системы есть нечто общее с капремонтом – формулируется определенная идея, ее воплощают в жизнь, а нестыковки в практической реализации устраняются уже в процессе работы. При всех описываемых преимуществах для населения, информационная система повышает затраты на содержание многоэтажных домов. ТСЖ и управляющим организациям непросто разобраться с тем, как подключиться к ГИС ЖКХ и заполнить необходимые базы данных. В результате по всей стране появляются фирмы и отдельные специалисты, предлагающие платную помощь в этих вопросах.
Воспользуйтесь on-line сервисом, чтобы определить - должны ли вы размещать информацию в ГИС ЖКХ:
При наличии не до конца отлаженной системы властные органы хотят штрафовать УК за неразмещение информации, а также говорят о прочих возможных санкциях, например, о лишении права начислять пени потребителям-должникам. В то же время управляющие компании вынуждены совершать двойную работу, потому что разработчики ГИС ЖКХ не реализовали возможность выгрузки на портал сведений из «1С» и прочих подобных программ.
Все перечисленные проблемы были бы исключены при работе института государственно-общественного регулирования. Готовящиеся к принятию законы сначала проходили бы обсуждение с прогнозированием их последствий в среде всех работающих в ЖКХ общественных организаций. При прохождении такой «экспертной» проверки и получении одобрения запускаемые в работу законопроекты были бы значительно эффективнее и не требовали бы дальнейших серьезных корректировок.
★ ВНИМАНИЕ ★
Предлагаем воспользоваться новым сервисом
Внесение данных в ГИС ЖКХ
Наши эксперты сделают за Вас всю работу по внесению данных в ГИС ЖКХ.
В нашей компании вы получаете не только 100% качественный сервис
,
но и гибкую систему скидок
!
Нажмите на кнопку и мы подробнее расскажем Вам об услуге.
Решать проблемы в сфере ЖКХ необходимо комплексно, затрагивая и образование специалистов, и региональные системы регулирования процессов, и законодательную работу. Общим итогом этого будет рост удовлетворенности потребителей качеством предлагаемых услуг. Это важно, в том числе, с точки зрения улучшения отношений населения и власти. Обязательным моментом здесь является возникновение личной ответственности региональных руководителей и их замов.
Для решения накапливающихся многие год проблем необходимо наладить обратную связь с обществом. Во власти зачастую ориентируются на интересы управляющих компаний, боясь недовольства граждан при появлении затруднений в их функционировании. Однако представители властных органов эту проблему тоже понимают, и думают о том, как на законодательном уровне реформировать работу УК, чтобы они не могли манипулировать своим положением и общественными настроениями.