Новое в структуре рабочих программ. Новые требования к рабочим программам фгос ооо второго поколения. Структура новой программы
Труд педагога в России сложен и труден не только из-за низкой зарплаты и проблемных учеников. После проведения уроков и заполнения журнала у преподавателя наступает пора бумажной работы. Она занимает много времени и преимущественно носит формальный характер. Но за эти формальности учителя часто получают взбучки от начальства и проверяющих. А потом ещё и выслушивают упрёк: «За что Вам больше платить, если Вы не можете грамотно составить рабочий план».
О плане работы
Любое учебное заведение имеет свой план работы. И труд каждого педагога сопряжён с составлением личного плана и деятельности по нему. В рабочие программы входит всё: уроки, воспитательная работа, общение с родителями, поездки за грибами и в лес. Планы и программы есть в начальной школе; они есть и у тех, кто уже выпускает свой класс. Документ преследует следующие цели:
- Улучшает и систематизирует труд учителя.
- Способствует лучшему продвижению учебного процесса.
- Гармонично развивает весь школьный процесс.
- Помогает делиться опытом с коллегами.
- Внедряет новые методики.
Составление плана строго регламентируется свыше. В конце 2015 года российское министерство образования установило новые требования к программам на учебный год. Предусматривалось существенное упрощение структуры ведения этого документа. Педагоги копируют ориентировочную программу и вносят соответствующие темы. Бытует справедливое мнение, что данный документ не столько улучшает качество преподавания, сколько является элементарной формальностью. Но без бюрократии в огромной стране нельзя!
Что изменилось
Сократилось количество пунктов с восьми до трёх. Что было решено оставить:
- Учёт выделяемых часов на каждую тему.
- Ожидаемые результаты по дисциплине.
- Содержание курса обучения.
По внеурочной работе министерское начальство оставило следующее:
- Планирование самих тем.
- Итоги курса внеурочного обучения.
- Указание форм проведения мероприятий.
Учитель имеет право пользоваться уникальными авторскими программами. Но они должны соответствовать общим правилам и положениям. А администрация школы обязана «дать добро» на работу уникальным методом. Изменился ещё и список учебников. Приоритет отдаётся тем, которые имеют пособия для преподавателя.
Структура рабочей программы
Любая рабочая программа обязана вписываться в общую школьную документацию. Программа включает:
- Титульный лист. На нём пишется название школы, название предмета и данные автора программы. Указываются даты действия.
- Пояснительную записку. Она расскажет о разработчике программы, используемых учебниках. В ней указывается цели и задачи, прописываются методики работы с одарёнными детьми. Также прописываются возможные отклонения от графика.
- Сетку календарно-тематического планирования. Она должна иметь названия тем, количество отведённых часов, ожидаемые результаты. Приветствуется указание формы проведения уроков или воспитательных часов.
Обновлённые требования проявляют интерес к проведению нестандартных форм занятий. Рекомендовано применять круглый стол, дискуссию, конференцию. В программе должны учитываться критерии оценок, способы преподавания. Важно знать тактику действия детей. Это может быть фронтальная, групповая или индивидуальная работа. Перечисляются типы пособий: наглядные, дидактические материалы, аудио или видео (прим. удалено обладателем) техника. Весь документ составляется на основе ФГОС, наличия комплектов учебников, примерного плана всего курса. Учитель имеет право вносить поправки и разумные изменения.
Особенности программы
Программа учителя — это авторский документ. У каждого человека она должна быть своя, особенная. Хотя базовые положения и пункты быть идентичными. Учитывается опыт учителя, его индивидуальные разработки, уровень подготовки определённого класса. Даже стиль мышления педагога играет большую роль. Все программы утверждаются администрацией школы до 31 августа. А забота школьного начальства — контролировать, проверять и вставлять чертей за невыполнение. Хороший пример программы можно посмотреть на видео (прим. удалено обладателем):
На эпиграф:
«Если ты сделал работу — зафиксируй это в документах. Если ты её не сделал — зафиксируй и запиши трижды!» Это мудрый совет одного покойного директора школы.
Требованияк рабочей
программе
2016-2017 учебный год
Page 1Рабочие программы по учебным предметам
(курсам)
составляются на учебный год
Каждый учитель составляет свою Рабочую
программу с учетом собственной специфики и
специфики конкретных учащихся
Программы для параллельных классов
составляет группа учителей МО, которые
пользуются этой программой
(сменный контингент)
Page 2Отличия Примерной и Рабочей программ:
Примерная
программа
составлена на основе:
Рабочая
программа
составлена на основе:
- ФГОС ООО
- примерной программы
Page 3
Право составителя рабочей программы
расширять перечень изучаемых тем, понятий в пределахучебной нагрузки, раскрывать содержание разделов, тем
конкретизировать и детализировать темы
распределять время, отведённое на изучение курса, между
разделами и темами
конкретизировать требования к результатам освоения
ООП обучающимися
включать материал регионального компонента по предмету
выбирать, исходя из стоящих предметом
задач, методики и технологии обучения
Page 4
Документы Федерального значения
Федеральный закон №273-Ф3 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»Приказ Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении федерального
компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего
(полного) общего образования от 05.03.2004 №1089;
Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования,
06.10.2009г. № 373;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012 №69
«О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных
стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004
года №1089
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010г. № 1897
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.05.2012г. № 413
Приказ Минобрнауки РФ от 01.02.2012. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный
учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской
федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом
Page 5
Министерства образования Российской Федерации от 09.03. 2004 №1312.Документы ОУ
Page 6
Функции рабочей программы
НормативнаяИнформационно
- методическая
Организационно
- планирующая
Page 7
Требования к оформлению рабочей программы
Текст набирается в редакторе WordШрифт Times NewRoman
Кегль 12
Заголовки кегль 14 выделяем жирным шрифтом
Межстрочный интервал одинарный
Выравнивание по ширине
Поля «Обычные» Верхние - 2, Нижние - 2, Левое - 3, Правое – 1,5
Центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств
Word
Таблицы вставляются непосредственно в текст
Титульный лист считается первым, но не нумеруется также как и листы
приложения
Страницы нумеруются арабскими цифрами, знак номера ставится вверху
страницы и выравнивается по центру
Список литературы строится в алфавитном порядке
Календарно-тематическое планирование представляется в виде таблицы
Листы формата А4
Рабочая программа прошивается и заверяется печатью ОУ
Page 8Структура рабочей программы
Титульный лист
Поясняющая
часть
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета (курса)
Описание места предмета в учебном плане
Предметная
часть
Критерии и нормы оценивания по предмету
Описание материально-технического и учебнометодического обеспечения;
Календарно-тематическое планирование с определением
основных видов учебной деятельности;
Page 9
Титульный лист
Page 10Поясняющаячасть
Пояснительная записка
Характеристика класса
(постоянный контингент)
Всего, соотношение мальчиков и девочек, средний возраст
Численный
состав класса:
Наличие детей более старшего или более младшего
возраста
Общий уровень дисциплины, степень управляемости
детским коллективом со стороны преподавателя
Общий уровень
успеваемости,
степень
мотивированнос
ти на учебу.
Указать количество обучающихся по группам здоровья
(для учителей физической культуры)
Наличие одаренных детей, требующих индивидуального
сопровождения
Наличие детей, требующих особого внимания со стороны
учителя
Page 11Степень активности на уроке
Степень
работоспособнос
ти на уроке
Способность работать самостоятельно и в группах
Отношение к творческой деятельности
Отношение к домашнему заданию
Page 12
Специфика МДЦ «Артек» (сменный контингент)
Спецификойшколы ФГБОУ
«МДЦ «Артек»
является то, что
обучающиеся
обладают
следующими
особенностями:
Обучающиеся из различных учебных заведений
России: гимназий, лицеев, специализированных
школ, школ-интернатов, детских домов и т.д.
Обучались до «Артека» по разным
УМК
линиям
Владеют разным уровнем учебных достижений
Обучаются
в
условиях
процесса
формирования временного детского коллектива
в условиях МДЦ «Артек»
Кратковременность пребывания в «Артеке» (21
день) – кратковременность обучения в школе
Обучение без домашних заданий
Page 13Поясняющая
часть
Цели изучения
данного
предмета (курса)
Каждый учитель
задает цели
конкретно для
себя и своих
учеников.
Не нужно
описывать цели,
в которых не
уверен и которые
не понимаешь!
Пояснительная записка
формирование системы … знаний
познание на конкретных примерах
многообразия…
познание сущности и динамики главных
процессов…
понимание
главных особенностей…
формирование навыков и умений…
воспитание уважения, сознательного
отношения
к…
развитие интеллектуальных
и творческих
способностей учащихся посредством…
развитие… компетенций, посредством…
формирование качеств мышления,
необходимых
для… интереса к…
развитие устойчивого
формирование у школьников умений
применять… знания для…
приобретение опыта разнообразной
деятельности в…
Page 14Поясняющая
часть
Краткое (в одномабзаце) описание
сути изучаемой науки
Второй абзац может
указывать на
актуальность
данного курса для
данного возраста
учащихся
Общая характеристика учебного
предмета (курса)
… - учебный предмет в основной
школе, фундаментом которого являются
научные знания о….
Школьный курс … - это…
Курс … является частью науки о ….
Поэтому…
В современном мире необычайно
актуальны знания о …. Поэтому…
Подростковый возраст отличается….
Поэтому…
Особенно необходим этот раздел для
дополнительных, кружковых, элективных,
профильных и иных «нетрадиционных» курсов!
Page 15Поясняющая
часть
Описание места предмета (курса) в
Учебном плане ОУ
В какой момент начинают изучать курс
Краткое описание
взаимодействия
данного предмета
(курса) с другими
предметами учебного
плана
Является ли он продолжением изучения
данного предмета в начальной школе
Сколько времени отводится на изучение
данного предмета (курса)
Как распределяется учебное время по
классам средней школы
В какую образовательную область
входит предмет (курс)
Какие иные предметы (курсы)
поддерживают данный предмет (курс)
Возможность внеурочного изучения
отдельных тем курса, СОМ,
факультативы
Вся поясняющая часть пишется простым языком, чтобы мог понять
неподготовленный читатель (родитель, учащийся и пр.)!
Page 16Предметная
часть
Результаты освоения учебного предмета
По ФГОС
По ФК ГОС
Личностные, метапредметные
и предметные результаты
описаны отдельно для
каждого предмета
Результаты освоения
предмета на базовом или
повышенном уровнях
Стандарт – это закон!
Примерная программа – документ
рекомендательный!
Page 17Предметная
часть
Планируемые результаты изучения
учебного предмета, курса
(ФГОС 1- 6 классы)
Основу для написания данного раздела Рабочей программы
составляет соответствующий раздел в «Примерной ООП ООО»,
где планируемые результаты расписаны по предметам
Графа «Выпускник научится» не изменяется учителем, тогда как в
графе «Выпускник получит возможность научиться» могут быть
значительные изменения
Выпускник научится
Выпускник получит возможность
научиться
Page 18
Планируемые результаты освоения рабочей программы
«Выпускник научится»«Выпускник получит
возможность научиться»
Page 19Планируемые результаты изучения
учебного предмета, курса
(ФК ГОС 7-11 классы)
В результате
изучения …
обучающийся
должен:
Знать
Понимать
Уметь
Page 20Предметная
часть
Содержание учебного предмета (курса)
Основу данного раздела составляет:
содержание, тематическое планирование
Содержание учебной темы (основные вопросы, понятия)
Графы тематического планирования
№
Название
разделов и тем
Количество учебных
часов
Всего
1
Связь организма с
окружающей средой
10
Итого
34
Формы контроля
Из них
практических
5
Фронтальный опрос,
письменный опрос,
практическая работа,
контрольная работа и т.д.
В этом разделе Рабочей программы описываются
ТОЛЬКО смысловые единицы учебного курса!
Page 21
Критерии и нормы оценивания по предмету
Отметка за устный ответОтметка
знаний
обучающихся:
Отметка за практическую
работу
Отметка за письменную
контрольную работу и т.д.
(в соответствии со
спецификой предмета)
Page 22Предметная
часть
Описание материально-технического
учебно-методического обеспечения
Все описания оснащения того или иного курса, данные
в Примерных программах по предмету, носят
рекомендательный характер.
В своей Рабочей программе каждый учитель
описывает РЕАЛЬНОЕ оснащение его предмета в
данном образовательном учреждении.
Это то, с помощью чего он планирует достичь
результата.
Page 23
Литература и средства обучения
Page 24Предметнаячасть
Календарно-тематическое
планирование
Это структурный элемент Рабочей программы
предназначен для хронологического выстраивания
единиц содержания, которые были описаны в
предыдущем разделе.
Тематическое планирование составляется учителем!
ЭТО РАБОЧИЙ ИНСТРУМЕНТ УЧИТЕЛЯ!
Тематическое планирование разрабатывается
учителем на каждый учебный год
Page 25Календарно-тематическое планирование по ФГОС
(1-6 классы)
№
Тема
Количест
Основной
ДАТА графы
Необходимые
во часов
вид
План
Факт
учебной
деятельно
сти
Формиро
вание
УУД
УУД: личностные, регулятивные, познавательные,
коммуникативные
Page 26Календарно-тематическое планирование по по ФГОС
(1-6 классы)
№
Тема
Коли
че
ство
часов
1
Размножение
организмов
1
ДАТА
План
Факт
11.09
(Пост.
конт.)
11.09
7.09 –
12.09
(См.
конт.)
11.09
Основной
вид
учебной
деятельнос
ти
Формирование
УУД
Сравнение
полового и
бесполого
размножения
Регулятивные:
определить цель
учебной
деятельности
Познавательные:
изучить процесс
размножения
Коммуникативные:
Слушать
одноклассников
Page 27
(7 – 11 классы)
№
Тема
Количе
ство
часов
ДАТА
План
Факт
Основной вид
учебной
деятельности
Предметные
результаты
Знать
Уметь
На или по отдельных предметах могут добавляться графы
Виды учебной деятельности: изучение, ознакомление, понимание,
применение, анализ, синтез, демонстрация, оценка и т.д.
Подобные тематические планирования создаются ДЛЯ
ВСЕХ ПРЕДМЕТОВ (основных, элективных,
факультативных, дополнительных, профильных) как в
рамках урочной, так во внеурочной деятельности.
Page 28Календарно-тематическое планирование по ФК ГОС
(7 – 11 классы)
№
1
Тема
Размножение
организмов
Коли
че
ство
часов
1
ДАТА
План
Факт
11.09
(Пост.
конт.)
11.09
7.09 –
12.09
(См.
конт)
11.09
Основной
вид учебной
деятельност
и
Сравнение
полового и
бесполого
размножения
Предметные
результаты
Знать
Уметь
Способы
полового и
бесполого
размножен
ия
Приводить
примеры
вегетативн
ого
размноже
ния
Page 29
Рабочая программа
Педагогический работник предоставляет РП на заседание МО до25 августа 2016г.
Сдается в электронном виде курирующему заместителю
директора по УР 29 августа 2016г.
Курирующий заместитель директора школы по УР согласует РП до
30 августа 2016г.
РП утверждается директором СОШ ФГБОУ «МДЦ «Артек» до 1
сентября 2016г.
Бумажный вариант хранится у педагогического работника и
предоставляется по требованию
Все программы находятся на SAMBA в папке «Рабочие
программы 2016-2017 учебный год»
Page 30
Презентация разработана на основе материалов Дратиной И.К.
Составители:Лыскович З.Ф., Кравченко С.Н., Изохов В.А.,
Царькова Н.Н.
Презентация разработана на основе материалов
Дратиной И.К.
- Титульный лист, на котором указывается наименование учебного заведения, название учебного предмета и класса, для которого разрабатывается программа, ФИО и должность автора, квалификационная категория специалиста, срок, на который утверждается программа.
- Пояснительная записка, в которой перечисляется информация об авторе документа, перечне задействованных учебников, указываются задачи и цели педагогического работника на текущий учебный год. Особое место в записке занимает работа с одаренными детьми, учащимися с ОВЗ, а потому в документе должны быть прописаны методы работы с особенными детьми, обоснованы корректировки сроков изучения тематических разделов (на протяжении учебного года педагог сможет дополнительно корректировать сроки, ориентируясь на уровень развития учащихся в процессе изучения курса).
- Сетка календарно-тематического планирования выстраивается в виде таблицы и состоит из: названия раздела, количества часов, которые выделяются на его изучение, тем разделов. Если одна тема растягивается на несколько уроков, следует указать количество часов и ожидаемые результаты на весь блок. Педагогу необходимо прописать формы занятий по темам, например, дискуссия, беседа, теоретическое или практическое занятие, нестандартный урок.
Читайте про новые требования ФГОС:
- Локальные акты в школе по ФГОС: организация документального обеспечения
- ФГОС основного общего образования с изменениями и дополнениями 2017 г
- Организация внеурочной деятельности в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Разработка дополнительной общеобразовательной программы
Любовь Буйлова, зав. кафедрой педагогики внеурочной деятельности ГАОУ ВО «Московский институт открытого образования», к. п. н., доцент, Почетный работник общего образования
Зачетная работа.
"Новые требования к рабочим программам 2016-2017"
Приказами Минобрнауки России от 31.12.2015 г. были установлены новые требования к рабочим программам на 2016-2017 учебный год. Они заключаются в упрощении структуры, по которой составляется рабочая программа по стандартам второго поколения.
Учителя чаще всего копируют примерную программу и добавляют лишь тематическое планирование. Объем может достигать нескольких сот страниц. Документ не выполняет функцию эффективного инструмента для самого педагога, а является лишь формальностью.
Для снижения административной нагрузки и были внесены изменения.
Изменения
Если раньше структура программы состояла из восьми пунктов, теперь осталось только три:
планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.
В рабочих программах внеурочной деятельности остались следующие пункты:
результаты освоения курса внеурочной деятельности;
тематическое планирование.
Кроме того, разработанные авторские рабочие программы на 2016-2017 учебный год могут использоваться для реализации учебного процесса. Это возможно в случае соответствия программы требованиям ФГОС и основным положениям примерной программы. Решение о внедрении разработки в школьный процесс принимает администрация школы.
Будут внесены изменения и в перечень учебников. Будут оставлены или добавлены те комплекты, которые имеют пособие для учителя, методические рекомендации по методике преподавания и изучению предмета.
Структура рабочей программы
В рамках реализации учебного процесса и в связи с введением новых стандартов ФГОС, рабочая программа по каждому предмету в обязательном порядке должна входить в школьную документацию.
Рабочая программа состоит из нескольких учебно-методических документаций. Она включает в себя:
Титульный лист
На нем указывается:
полное наименование учебного заведения;
название учебного предмета с указанием класса, для которого создана программа;
срок, на который она утверждается.
Пояснительную записку
Она должна содержать:
цели и задачи педагога на данный учебный год. Так как каждый класс индивидуален, они быть подстроены под каждый класс.
в каждом классе есть «особенные» дети. В программе необходимо написать методы работы с ними.
в рабочую программу можно вносить изменения сроков изучения тематических разделов. Должна быть указана причина и целесообразное обоснование корректировки. В дальнейшем, на протяжении учебного года, можно вносить дополнительные поправки. Они будут зависеть от степени развития учащихся во время изучения материала.
Сетку календарно-тематического планирования.
Таблица должна состоять :
из общего названия раздела, количества часов, выделяемых на его изучение;
обязательно необходимо указать планируемые результаты. Раньше необходимо было прописывать их на каждую тему. В рабочих программах 2016-2017 года можно указывать результаты на весь блок.
обязательно указание формы занятий на каждую тему. Это может быть беседа, практическое или теоретическое занятие, дискуссии.
Новые стандарты предполагают проведение нестандартных уроков. Здесь можно использовать уроки - исследования, путешествия, круглый стол, конференции, фантазирования.
в программе должно быть прописано, каким образом будут оценены результаты освоения знаний: предметные, метапредметные, личностные. Для проверки первых результатов можно применять самостоятельные работы, диктанты, викторины, тесты.
приемы преподавания. Это может быть словесный, игровой, наглядный или практический метод.
деятельность учеников. Это может фронтальная работа, индивидуальная или групповая.
учебно-методическое пособие: наглядные пособия, ауди и видео техника, дидактические материалы.
Составление программы
Рабочая программа создается на основании:
стандартов нового поколения ФГОС;
примерной программы учебного курса, комплекта учебников. Они должны входить в список рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации.
при составлении рабочей программы необходимо учитывать положение и учебный план образовательного учреждения.
Учитель может внести поправки и изменения в примерную программу, а может на ее основе разработать авторскую .
Особенности рабочей программы
Рабочая программа учителя – это авторский документ. Несмотря на то, что она должна содержать одинаковые пункты, соответствовать ФГОС и особенностям реализации, у разных учителей она будет отличаться. На отличия будет влиять класс, для которого программа разрабатывалась, его особенности.
Большое влияние оказывает и опыт учителя, его подходы и методы в обучении, стиль мышления.
Программа проверяется и утверждается администрацией школы до начала учебного года, но не позднее 31 августа.
В дальнейшем администрацией ведется систематический контроль за осуществление прописанных в рабочей программе положений.
«Составление рабочих
программ в соответствии с ФГОС
и утвержденными изменениями».
15.04.2016 1. «О рабочих программах учебных предметов» письмо МИНОБРНАУКИ России от 28.10.2015г. № 08-1786 2. Приказ МИНОБРНАУКИ России № 1576 от 31.12.2015 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом МОиН РФ от 06.10.2009г. № 373» 3. Приказ МИНОБРНАУКИ России № 1577 от 31.12.2015 «О внесении изменений в ФГОС ООО, утвержденный приказом МОиН РФ от 17.12.2010г. № 1897» «О рабочих программах учебных предметов» письмо МИНОБРНАУКИ России от 28.10.2015г. № 08-1786 1. «… В целях снижения административной нагрузки педагогических работников ОО Департаментом подготовлены изменения в ФГОС в части требований к рабочим программам учебных предметов.» 2. «… авторские программы учебных предметов, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС и с учетом примерной ООП соответствующего уровня образования, также могут рассматриваться как рабочие программы учебных предметов. Решение о возможности их использования в структуре ООП принимается на уровне ОО»
3. «… подготовлены изменения в Порядок формирования федерального перечня учебников, … Предполагается, что в ФПУ будут включаться учебники, имеющие метод.пособие для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета или воспитания; в т.ч. примерную рабочую программу учебного предмета, разработанную в соответствии с требованиями ФГОС …»
Обязательные элементы рабочей программы отдельного учебного предмета, курса До 31.12.2015 С 01.01.2016 1) Пояснительная записка 2) Общая характеристика учебного предмета, курса 3) Описание места предмета, курса в учебном плане 4) Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса 5) Содержание учебного предмета, курса 6) Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 7) Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения 8) Планируемые результаты изучения отдельного предмета, курса 1) Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса 2) Содержание учебного предмета, курса 3) Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы Обязательные элементы рабочей программы курсов внеурочной деятельности До 31.12.2015 (ФГОС НОО) С 01.01.2016 (ФГОС НОО и ФГОС ООО) 1) Пояснительная записка 2) Общая характеристика учебного предмета, курса 3) Описание места предмета, курса в учебном плане 4) Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса 5) Содержание учебного предмета, курса 6) Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 7) Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения 8) Планируемые результаты изучения отдельного предмета, курса 1) Результаты освоения курса внеурочной деятельности. 2) Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности; 3) Тематическое планирование. Как связаны различные компоненты? Разработка рабочей программы, тематического планирования, календарно – тематического планирования Подготовка к уроку (технологическая карта урока целевые установки = планируемые результаты) Проектирование (конструирование) контрольно - измерительных материалов (КИМ), подготовка к различным оценочным процедурам
Рабочие программы по учебным предметам (курсам) составляются на всю ступень обучения
(1- 4 классы, 5 – 9 классы), а не на учебный год
Каждый учитель составляет свою Рабочую программу с учетом собственной специфики и специфики конкретных учащихся.
Программы, составленные разными учителями для параллельных классов могут (и должны) различаться!
I. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Выпускник научится
Выпускник получит возможность научиться
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса полностью повторяют предметную часть раздела «Планируемые результаты освоения ООП ООО» .
Однако, поскольку Рабочая программа часто используется как отдельный документ, то лучше повторить этот раздел и здесь.
Основу для написания данного раздела Рабочей программы составляет соответствующий раздел в «Примерной ООП ООО», где планируемые результаты расписаны по предметам.
Здесь графа «Выпускник научится» не изменяется учителем, тогда как в графе «Выпускник получит возможность научиться» могут быть значительные изменения.
Основу данного раздела составляет содержание «Фундаментального ядра » Стандарта
учебные программы
ФГОС НОО и ФГОС ООО
Программа никак не отражает последовательности освоения тем курса
В этом разделе Рабочей программы описываются ТОЛЬКО смысловые единицы учебного курса по классам!
III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Примерное поурочное тематическое планирование
Подобные тематические планирования создаются ДЛЯ ВСЕХ ПРЕДМЕТОВ в рамках УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Календарно - тематическое планирование
Каждый учитель составляет собственное КТП с учетом собственной специфики и специфики конкретных учащихся.
Структура КТП (в соответствии с ФГОС)
Тема раздела
Тема урока
ПР (планируемый результат из раздела «Выпускник научится»)= код элемента содержания
Домашнее задание
Календарно -тематическое планирование
Предназначено для хронологического выстраивания единиц содержания, которые были описаны в предыдущем разделе.
Календарно -тематическое планирование (КТП)составляется учителем ТОЛЬКО ДЛЯ САМОГО СЕБЯ! ЭТО РАБОЧИЙ ИНСТРУМЕНТ УЧИТЕЛЯ!
Поэтому КТП должно содержать те графы, которые нужны учителю для его работы.
Поэтому у разных учителей могут быть разные по форме планирования (в Положении указать обязательные графы)
Таким образом, в школьном Положении о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС НОО и ФГОС ООО закрепляется наличие у учителя:
- Авторская программа по предмету (курсу).
- Авторская рабочая программа по предмету (курсу).
- Собственное календарно – тематическое планирование содержащее КИМы или ссылку на них.
Рабочая программа - инструмент, с помощью которого учитель определяет оптимальные и наиболее эффективные для данного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательных отношений в соответствии с результатами, определенными ФГОС. Рабочая программа - инструмент, с помощью которого учитель определяет оптимальные и наиболее эффективные для данного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательных отношений в соответствии с результатами, определенными ФГОС. РП предмета может быть единой для всех работающих в школе учителей или индивидуальной. Она является основой для создания КТП.