Акт ревизии финансово-хозяйственной деятельности. Типовые нарушения, выявляемые при проверках финансово-хозяйственной деятельности КУ (Ларцева Л.) Акт проверки анализ деятельности бюджетного учреждения
Грамотный учет на предприятии невозможен без проверок. Для устранения ошибок и предупреждения злоупотреблений проводятся инвентаризации и ревизии (плановые и внезапные). Такие мероприятия могут быть как внутренними, так и внешними, а их результаты принято оформлять в виде соответствующих актов.
Что такое ревизия на предприятии
Ревизией считается комплекс действий, выявляющих законность проводимых финансово-хозяйственных операций. Инспектируется обоснованность и законность проведения операций, правильность бухгалтерских проводок, отражение информации в документах.
Цели контрольных мероприятий:
- сопоставление учетных и реальных данных для выявления разниц;
- определение причин возникновения расхождений и пресечение их в дальнейшем;
- составление перечня ошибок и рекомендаций по исправлению;
- правка учетных данных на основании акта (списание недостач, оприходование излишков).
Нужно понимать, что ревизия и инвентаризация – это не тождественные понятия . Главные их отличия между собой:
- даже плановая ревизия со стороны контролирующих органов не согласовывается с руководством предприятия, а график инвентаризаций часто утверждается в приказе об учетной политике;
- инвентаризация проводится внутренними структурами, а ревизия внешними;
- ревизия контролирует законность проводимых на предприятии операций, в то время как инвентаризация выявляет разницы между сведениями учета и реальным наличием средств.
Внутренняя проверка (инвентаризация)
Перед проведением процедуры руководителем организации издается приказ о причине проведения мероприятий, целях и составе комиссии, если он не утвержден в учетной политике компании. В комиссию, обычно, включают работников бухгалтерии, руководителей отделов, работников иных структур предприятия. Внутренняя проверка проводится:
- прежде чем сдать отчетность, для представления подлинной информации;
- перед наймом нового сотрудника для передачи ему дел;
- в процессе реорганизации, банкротства, ликвидации предприятия;
- в случае порчи или кражи средств;
- при возникновении ЧП;
- перед арендой или продажей основных средств.
Проверки бывают полные или частичные. Перед тем, как сдать годовую отчетность бухгалтер проводит полную проверку. Частичные делаются при возникновении такой необходимости.
Различают плановые, внеплановые, повторные, контрольные инвентаризации. Периодичность плановых проверок фиксируется в приказе об учетной политике. Внеплановые осуществляются по приказу учредителя.
Это происходит в случае:
- непредвиденных событий (установление факта причинения ущерба или хищения);
- передачи дел новому материально-ответственному лицу;
- инвентаризации кассы.
Собранная информация фиксируются в описях, сличительных ведомостях и актах. Они составляются, как минимум, в двух экземплярах. Комиссия передает документы в бухгалтерию для последующего исправления данных учета и принятия дисциплинарных решений.
Проверка контролирующими органами
Внешние проверки регулируются законом № 294 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и частью 1 НК РФ . Проводить ревизию могут федеральные и региональные органы:
- Ростехнадзора;
- органов МВД;
- Трудовой инспекции;
- Роспотребнадзора;
- Пожарнадзора и т.д.
Различают плановые и внеплановые ревизии. Список организаций, попадающих под плановые проверки, можно найти на официальных сайтах соответствующих инстанций. Перечень мероприятий составляется в пределах будущего года.
Плановые ревизии назначаются каждые три года. Первая проводится через три года от даты основания предприятия. Цель внеплановой проверки – реагирование на обращение в контролирующую службу или намерение удостовериться в исполнении уже выданного предписания.
Ревизор обязан за 3 дня до проведения плановой проверки известить организацию, кроме контроля со стороны фискальных органов (виды проверок, порядок их проведения и сроки регламентируются главой 14 НК РФ). Перед внеплановой ревизией предприятие оповещается за сутки.
Сроки уведомления утверждены законодательно для того, чтобы дать предприятию возможность подготовиться. Время, отведенное на проведение всех мероприятий контроля, – не более 20 дней.
Оформление результатов проверки, особенности заполнения
Информация, собранная за время ревизии, должна быть документально зафиксирована. Ревизионные мероприятия, объекты и результаты отражаются в акте. Исправить ошибки учета можно только на основании этого документа.
Так как унифицированной формы акта внутренней ревизии не существует – организация разрабатывает ее сама. Шаблон документа фиксируется в учетной политике или посредством отдельного приказа руководителя. Его можно редактировать для разных целей.
Акт должен содержать такую информацию:
- название организации;
- день составления;
- причина проверки и издания акта;
- перечень мероприятий;
- наименование операций;
- период проведения;
- ФИО, должности и подписи ответственных лиц.
Не запрещается дополнять акт приложениями. После описания всех найденных нарушений, ревизор дает предложения по их ликвидации. Виновные лица отчитываются в течение 3 дней. Это тоже фиксируется в акте. Документ теряет юридическую силу в случае отсутствия в нем одного или нескольких реквизитов, что особенно важно при взыскании недостачи с материально ответственного лица.
Инвентаризация наличных денежных средств
В отличие от инвентаризации товарных остатков (на складе или в торговом зале магазина), запасов или незавершенной продукции, контрольный пересчет наличных средств в кассе организации часто происходит внезапно, без предварительного извещения кассира. Причиной такого решения руководства может стать:
- желание усилить контроль над материально-ответственными сотрудниками;
- поиск причины возникновения ошибки;
- требование проверяющих.
Для отражения информации о ревизии кассы Госкомстат разработал форму № ИНВ-15. Использовать именно эту форму не обязательно. Она может послужить образцом для формирования собственной.
Для обретения юридической силы документ должен содержать:
- наименование организации;
- день составления;
- номер и название;
- расписку материально ответственного лица;
- данные о количестве средств согласно данным учета и по факту;
- пояснения материально ответственного лица при обнаружении несоответствий;
- решение руководителя;
- должности, подписи, ФИО всех членов комиссии.
Важно заполнить документ без ошибок, так как исправления не разрешаются. Заполнять акт разрешается ручкой черного или синего цвета. Написать его можно от руки либо напечатать.
Ревизия финансово-хозяйственной деятельности
Проверка финансово-хозяйственной деятельности считается самой глубокой. Чаще всего она проводится в бюджетных и государственных учреждениях. Организации могут проводить и самостоятельный контроль (по решению учредителей или собрания акционеров). Внешней проверкой занимаются такие структуры как: налоговая, трудовая инспекция, правоохранительные органы, контрольно-счетная палата.
Документ вмещает большой объем информации:
- описание исследуемых объектов;
- описание методов проверки;
- описание полученных результатов;
- подведение итогов;
- предписание проверяющих.
В «шапке» указывается:
- место проведения (город/поселок);
- наименование документа;
- дата, номер;
- срок проведения мероприятий.
В теле акта содержится:
- констатирующая информация (ссылка на распорядительный документ, данные о ревизоре, период проведения, план работы);
- основная часть (сверка расчетов с контрагентами, по зарплате, с подотчетными лицами, движения наличных денежных средств, расходов на закупку запасов, транспорт, основные средства, ТМЦ);
- смета расходов;
- характеристика сфер деятельности организации;
- описание нарушений со ссылкой на нормативный акт;
- выводы и рекомендации;
- подписи ответственных лиц.
Документ составляют минимум в двух экземплярах с добавлением приложений. С ним знакомятся сотрудники, на участке работы которых обнаружены нарушения. Они также ставят свою подпись.
Инвентаризация ТМЦ в магазине
Проверку ТМЦ рекомендуется делать ежемесячно либо при каждой смене материально-ответственного работника. Это нужно для контроля над сохранностью товара, сроками годности и работой сотрудников. Перед проведением мероприятия издается приказ. После собирается комиссия. Для удобства работы можно создать план проведения мероприятий.
Результат работы комиссии фиксируется в описи. Она составляется в двух экземплярах. В описи отражаются как обнаруженные недостачи, так и излишки. Собранная информация передается на сверку в бухгалтерию, чтобы выявить расхождения фактических данных с учетными. Акт ревизии ТМЦ содержит:
- описание ТМЦ;
- срок проведения;
- реальное количество и стоимость ТМЦ;
- пояснение ответственного лица;
- подписи членов комиссии.
После окончания мероприятий выпускается приказ об утверждении результатов инвентаризации. На основании него происходит взыскание убытков с ответственных лиц, а также, вносятся правки в учетные данные.
Юридическое значение акта ревизии
Документально оформленная информация о проведении проверки служит основанием для редактирования данных бухгалтерского учета. Акты можно представить как подтверждение некоторых бухгалтерских операций, если у налоговой службы появятся вопросы.
Составление итоговых документов позволяет наглядно представить масштабы нарушений в работе предприятия. При значительных отклонениях документ позволяет подтвердить вину ответственного сотрудника, что, в свою очередь, послужит основанием для взыскания с него убытков, увольнения и даже возбуждения уголовного дела, если это предусмотрено УК РФ .
Ревизия – эффективный инструмент не только для служб госконтроля, ее с успехом используют учредители и акционеры компаний. В первую очередь, это помогает установить факты злоупотреблений со стороны исполнительного органа АО или наемного руководителя, превышение ими своих полномочий и совершение сделок, не предусмотренных уставом организации. Доказательством вины и основанием отставки директора также может служить составленный по итогам проверки акт.
Подробнее о том, как подготовиться к проверке финансово-хозяйственной деятельности на предприятии, рассказано в видео.
Акт ревизии финансово-хозяйственной деятельности составляется по факту ее проведения. Это самый глубокий из методов финансового контроля организаций. Чаще их практикуют в государственных и бюджетных учреждениях.
ФАЙЛЫ
Подготовка
Обязательно перед составлением программы нужно определиться с периодом, который должна охватить проверка. А также необходимо выделить тему ревизии. Подготовительный этап также включает в себя изучение участниками ревизии необходимой документации. К ней можно отнести:
- Локальные нормативные акты организации.
- Законодательные акты конкретного округа (либо иной территориальной единицы), к которому относится компания.
- Другие нормативные и правовые акты, регулирующие вопросы, связанные с указанной темой.
- Статистические данные. Это касается, прежде всего, физических показателей, которые организации могут указывать в своей документации.
- Отчетную информацию по ведению и регулированию финансово-хозяйственной деятельности проверяемого учреждения.
Инициатором может быть как сама организация, так и внешние контролирующие организации. К ним относятся контрольно-счетная палата, налоговая и пр.
Ревизия проводится также по требованию правоохранительных органов. Программа ревизии составляется сотрудником и заверяется руководителем контрольно-ревизионного органа. Составление акта – это обязательный и один из наиболее ответственных этапов во всей программе.
Проведение ревизии должно регулироваться и упоминаться в учетной политике организации. Без этого все предпринимаемые действия не будут считаться законными.
Элементы акта
Документ достаточно длинный. Обычно он располагается на нескольких листах. В нем должно быть подробно прописаны все подлежащие ревизии сферы, в которых подлежит контролю организация.
При составлении акта должны быть отражены:
- Объект ревизии.
- Методы осуществления проверки. Какими способами проводилась проверка.
- Полученный результат, выводы.
Начало документа, как и все его содержание, должно соответствовать в плане присутствующей информации 9-ой статье закона «О бухучете». Она подразумевает, что акт должен содержать:
- Наименование населенного пункта.
- Название документа.
- Номер.
- Период ревизии.
- Дату составления документа.
После этой шапки идет тело акта. Оно начинается с констатирующей части документа. Последняя включает в себя:
- Ссылку на Положение о порядке проведения проверок и ревизий Управления финансов администрации конкретно взятого района. Для каждого документа он будет зависеть от территориального расположения организации.
- Информацию о ревизоре (фамилия, инициалы, а также номер и дата выдачи удостоверения, которое дает ему право осуществлять этот вид деятельности).
- Если проверка осуществляется по инициативе контролирующих органов, то здесь же приводятся номер и дата соответствующего распоряжения главы администрации или подобного распорядительного документа.
- Период, за который проводилась проверка. Обычно это несколько лет.
- Ссылку на разработанный структурой план контрольно-ревизионной работы.
Отдельно прописывается, когда было начато изучение документации, а когда ревизия завершилась.
- Общие положения.
- Сметные значения.
- Рассматривается оформление смет расходов.
- Если это бюджетная организация, то рассматривается, насколько расходование предоставленных средств соответствует их целевому назначению.
- Проверка расчетов организации с дебиторами и кредиторами.
- Расходование средств на заработную плату сотрудников.
- Банковские операции.
- При наличии – кассовые операции. Сюда же входят операции с кассовыми аппаратами, имеющейся денежной наличностью и пр.
- Расчеты с подотчетными лицами.
- Оформление расходования средств на содержание служебного транспорта.
- Операции с основными средствами и товарно-материальными ценностями организации.
- Состояние бухгалтерского учета.
В конце каждого из пунктов делается запись о том, выявлены нарушения или нет.
Общие положения
К общим положениям акта ревизии финансово-хозяйственной деятельности относятся:
- перечисление полномочий компании;
- статус организации (юридическое лицо);
- на основании чего она осуществляет свою деятельность;
- какими законодательными актами руководствуется;
- какие реквизиты значатся на ее документации;
- код причины постановки на учет организации;
- когда проводилась предыдущая ревизия финансово-хозяйственной деятельности;
- кто наделен правом первой, второй подписи.
Эта часть на усмотрение ревизиониста может содержать и другие принципиально важные моменты. Например, если это бюджетное учреждение, то в этой части документа обязательна будет ссылка на то, за счет чьих средств осуществляется финансирование учреждения.
Смета расходов
Отчет по сметам располагают по каждому из отчетных периодов отдельно. В прилагаемом образце это сделано по годам. Рассматривается, кем утвержден бюджет, как, кем и в какой период устанавливалась смета расходов. Упоминаются вносимые в нее изменения.
Характерные черты акта
Все остальные пункты акта раскрывают соответствующие им сферы финансово-хозяйственной жизни организации. Принципиально важной чертой этого документа является перечисление конкретных цифровых данных по пунктам. Информация подается структурировано.
Также документ пестрит ссылками на нормы существующего законодательства. Это неудивительно, так как проводящий ревизию специалист должен, прежде всего, знать, каким документам должна соответствовать деятельность организации. Это ему необходимо для того, чтобы сделать выводы относительно того, имеются ли нарушения. И если есть, то в какой области и почему.
В целом можно сказать, что акт ревизии финансово-хозяйственной деятельности организации является главным отражением ее результатов. Без него процесс потерял бы смысл.
Акт – это нормативный документ, который является доказательством произошедших событий или фактов. Типовой финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения имеет стандартную форму, которая утверждена нормативными документами (пример представлен ниже). Форма заполнения документа является обязательной для применения.
Важно знать, что помимо унифицированных шаблонов, многочисленные ведомственные учреждения заявляют специализированные указания, инструкции для правильного заполнения шаблона документа.
Акт проверки финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения составляют в тех случаях, если без одной стадии деятельности нельзя сразу приступать к последующему этапу. Чтобы осуществлять проверку и контролировать все события на производстве, заполняют акт проверки финансово-хозяйственной деятельности в присутствии членов комиссии и профессиональных работников. В обязательном порядке, в документе содержится номер документации, по которой проводят экономические операции.
Заполняется документ исходя из действующих норм и экземпляров. В документе указываются участники принимающей комиссии и ответственные лица. По результатам оценки финансовой деятельности, если не было замечено отклонений от проекта, то переходят к следующему этапу реализации плана. Аналогично составляется .
Оформление
При процедуре проверки финансово-хозяйственной деятельности, изучается следующая информация:
- Достоверность данных хозяйственной работы фирмы.
- Достоверность документации предприятия законодательным нормам.
- Правильность данных, содержащихся в документах для инвестиций.
- Прибыль организации.
- Наличие серьезных конкурентов.
- Стратегическое развитие.
- Риски, сопряженные с покупкой фирмы либо ее инвестирование.
Пример заполнения
В акт проверки финансово-хозяйственной деятельности в обязательном порядке вносятся такие сведения:
- Полное название организации.
- Фамилия, имя, отчество и контактные данные предпринимателя. Для юридических лиц, паспортные данные записывать не нужно.
- Адрес предприятия, где осуществлялась проверка, число, месяц, год и время.
- Личные данные и контакты экспертной комиссии, занимаемые должности.
- Основания, на которых проводилась проверка финансово-хозяйственной деятельности предприятия, с ссылкой на соответствующий договор.
- Детальное описание фактов нарушения (если таковы были выявлены).
- Причины, по которым проверяющим отказали в доступе к документам (если таковы были).
- Подведение результатов и общие выводы.
Для оформления акта используют 2-3 экземпляра, в зависимости от того, сколько сторон заинтересовано в проверке. Как правило, по одному экземпляру остается у заказчика и главного проверяющего, третий передается руководителю предприятия, где велся осмотр.