Профессиональный стандарт педагога спо, его ключевые моменты и особенности. Профстандарт «Педагог»: разъяснения юриста Профессиональный стандарт старшего мастера
В соответствии с Приказом Минтруда России №608н было установлено, что в ходе формирования кадровой политики, при управлении персоналом, заключении трудовых соглашений, проведении аттестаций, либо при разработке должностных инструкций, затрагивающих специальность преподавателя СПО, будет необходимо использовать соответствующий профессиональный стандарт.
Зачем нужен стандарт
Согласно статье 195.1 ТК РФ , профстандарт (ПС) представляет собой характеристику того уровня квалификации, который должен иметь сотрудник организации или учреждения, чтобы осуществлять профессиональную деятельность определённого вида, включая выполнение всех трудовых функций.
Говоря иначе, профстандарт – это документ, отражающий перечень умений, знаний и навыков, которые требуются человеку для того, чтобы справляться со своими обязанностями по работе. Его применение позволяет:
- Добиться повышения качества образования.
Профессиональный стандарт является инструментом реализации стратегических образовательных задач и даёт специалисту возможность успешно ориентироваться в постоянно изменяющихся условиях современного мира. Он также помогает добиться повышения уровня отечественного образования до международных стандартов.
- Адекватно оценить уровень квалификации работника.
Наличие единого профстандарта значительно ускоряет и упрощает процесс оценки квалификационного уровня педагога СПО.
- Успешно регулировать разрешение кадровых вопросов и значимых моментов в трудовых взаимоотношениях со специалистами.
Все приведённые в стандарте положения следует использовать при отборе педагогов в учреждения образовательного типа. Трудовой договор работника и работодателя также формируется в соответствии с ПС.
Важно! Хотя профессиональный стандарт имеет свою изначальную форму, в местных учреждениях его наполнение может корректироваться путём внесения дополнительных положений и уточнения уже существующих разделов документа.
Обязательно ли его применять
По мнению разработчиков профстандарта, предназначенного для преподавателей СПО, данный документ должен положительным образом сказаться на интересе педагога к сфере его трудовой деятельности и повышению уровня ответственности за достижение требуемых результатов.
Профессиональный стандарт позволяет педагогу не отвлекаться на выполнение функций, не имеющих отношения к его прямым обязанностям . Это позволяет освободить больше сил и времени на повышение педагогической квалификации.
Таким образом, использование профстандарта не является строго обязательным, однако его применение рекомендуется с целью улучшения квалификационных показателей отдельных специалистов и укрепления образовательной системы в целом.
Структура профстандарта
В соответствии с требованиями Приказа №608н от 8 августа 2015 года , утверждённого Министерством труда Российской Федерации, профессиональный стандарт включает в себя следующие данные:
- Общая информация. Раздел посвящён указанию общих наименований трудовых функций, а также в нём приведена кодовая классификация рода деятельности специалиста.
- Функциональная карта. Вторая часть содержит описания общих функций, которые следует выполнять педагогу. Возможно, что обобщённые направления деятельности будут делиться на более узкие и конкретные, для каждой из которых указывается необходимый уровень квалификации.
- Характеристика функций. Все приведённые во втором блоке позиции получают подробную расшифровку. Рядом указывается точный перечень действий, которые потребуется осуществить для реализации каждой из приведённых функций.
В третьем разделе также имеется подробное перечисление, всех умений и знаний, которые потребуются педагогу, чтобы успешно выполнить поставленные перед ним задачи. В последней (4-й) части документа указаны данные об организациях, которые занимались разработкой ПС.
Основные обязанности согласно документу
Преподаватель СПО – это педагог основного и дополнительного профессионального обучения и образования. В соответствии с профстандартом в число его основных обязанностей входит:
Также педагог СПО может заниматься преподаванием по программам бакалавриата, магистратуры, специалиста и аспирантуры в рамках своей специальности.
Установленные требования к преподавателю
Среди основных требований, которые предъявляются специалисту в соответствии с профстандартом можно выделить следующие:
- наличие соответствующего образования (среднее профессиональное или высшее по соответствующему профилю, возможно наличие профессиональной переподготовки);
- наличие опыта практической работы;
- соответствие особым условиям допуска к работе:
- отсутствие ограничений на ведение преподавательской деятельности;
- наличие результатов предварительного (проводимого до принятия специалиста на работу) медобследования;
- своевременное прохождение аттестаций на соответствие занимаемой должности.
В самом ПС приводятся более подробные комментарии по каждому из приведённых пунктов, и все их следует учитывать при осуществлении трудовой деятельности по специальности преподаватель СПО.
Какими компетенциями должен обладать педагог СПО
Структурными компонентами профессиональной компетенции (компетентности) преподавателя СПО являются следующие её виды:
Помимо этого преподаватель должен быть осведомлён относительной целей и содержания ФГОС СПО, принципах построения процесса обучения, способах применения современных образовательных технологий.
Профстандарт позволяет обеспечить максимальную конкретизацию направленности рабочей деятельности педагога СПО, повысить её эффективность и поддержать квалификационный рост специалиста. Именно поэтому активное использование данного документа является необходимой составляющей рабочего процесса.
Вашему вниманию видео о среднем профессиональном обучении.
Введение профессиональных стандартов уже «на пороге». Профстандарт преподавателя профессионального образования - документ, с которым современным педагогам жить и на который равняться.
Введение профессиональных стандартов уже «на пороге». Профстандарт преподавателя профессионального образования — документ, с которым современным педагогам жить и на который равняться. Это инструмент диагностики уровня квалификации, «вербования» новых сотрудников, стимул совершенствования образования и основа трудовых взаимоотношений руководства и педагогических кадров. От того, насколько понятным и эффективным будет его внедрение, во многом зависит каждодневная работа в новой системе образования, которая активно формируется в нашей стране.
Что такое профессиональный стандарт?
Для того, чтобы в полной мере понять, что собой представляет нововведение и какое значение имеют профстандарты для образовательной сферы, необходимо разобраться в самом понятии профстандарта. Статья 195.1 Трудового Кодекса РФ даёт следующее определение:
Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления конкретного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.
Другими словами, профессиональный стандарт — документ, в котором прописаны все знания, умения и навыки, которыми необходимо обладать сотруднику для успешного выполнения своих рабочих обязанностей.
Ещё в начале XX века как в зарубежной, так и в российской практике предпринимались попытки разработать профессиональные стандарты. Основная цель — повышение производительности труда, в связи с которой и проводился анализ трудовой деятельности. С конца XX века были созданы единые квалификационные справочники (ЕКС и ЕТКС), содержащие определенные требования к конкретным должностям руководителей, специалистов и служащих.
Сфера образования постоянно развивается, меняется как содержание педагогической деятельности, так и технологии. Это привело к появлению новых компетенций, которыми должны обладать современные педагоги для достижения целей образовательного процесса. Устаревшие ЕКС не соответствуют актуальным потребностям сферы образования, поэтому есть следующие проблемы:
- Неясность формального комплекса трудовых функций, вследствие чего — неспособность систем профессионального и дополнительного образования гармонично и стабильно развиваться;
- Нет понятных критериев для объективной оценки квалификационного уровня преподавателей. Следовательно, невозможно организовать систему, которая бы стимулировала профессиональное развитие сотрудников образовательной сферы.
- Подготовка педагогов часто имеет мало общего с реальным положением дел в образовании и условиями практической работы.
Что прописано в профстандарте педагога профессионального образования?
В утвержденном приказом Минтруда РФ № 608н от 08.09.2015 профстандарте профессионального образования содержится следующая информация:
- Общие сведения. Здесь определены общие названия трудовых функций и коды классификаций рода деятельности.
- Функциональная карта. В этом разделе описаны общие функции, которые должен выполнять преподаватель. Общие функции также могут делиться на несколько конкретных узких функций. Для каждой из них указывается соответствующий уровень квалификации.
- Характеристика функций. Подробная расшифровка позиций функциональной карты, содержит перечень конкретных действий для выполнения каждой функции. Также указаны необходимые умения и знания, которые должны быть у педагога.
Неужели без профстандартов никак не обойтись?
Профстандарты педагогов профессионального образования имеют большое значение для современной образовательной сферы.
- Повышение качества образования. Профессиональный стандарт — инструмент для реализации стратегии образования в постоянно меняющемся и развивающемся мире. С их помощью отечественное образование выйдет на международный уровень.
- Оценка квалификации. Стандарт поможет эффективно и максимально объективно оценить квалификационный уровень педагогов профессионального образования.
- Регулирование кадровых вопросов и трудовых отношений. Положения стандарта необходимо использовать как критерии отбора педагогических кадров в образовательные учреждения. На основе профстандарта следует формировать трудовой договор между работодателем и работником.
Разработчики профстандарта преподавателя СПО, ВПО и других форм профессионального образования предполагают, что стандарт значительно повысит интерес специалистов к педагогической деятельности и увеличит ответственность за достижение результатов. Профстандарт призван избавить педагога от выполнения ненужных функций, и поможет сконцентрироваться непосредственно на прямых обязанностях. Стандарт — это ещё и прекрасная мотивация для постоянного повышения квалификации учителей.
Должностная инструкция преподавателя СПО по профстандарту
К составлению должностной инструкции в условиях внедрения профстандарта педагога СПО есть четкие требования. В ней должны быть следующие обязательные разделы:
- Общие положения. Указывается сфера деятельности, полное название занимаемой должности и кому подчиняется работник. Также указывается порядок назначения на должность и освобождения от неё, требования к знаниям, навыкам и квалификационному уровню.
- Функции. Согласно профстандарту, перечисляются трудовые функции (ТФ), которые обязан выполнять конкретный педагог.
- Должностные обязанности. Содержит перечень функциональных обязанностей, которые фиксируются в профстандарте преподавателя и соответствуют выполняемой ТФ.
- Права работника.
- Ответственность. Виды ответственности за качество выполняемых обязанностей педагога, соблюдение трудовой дисциплины, сохранность вверенных ценностей или документов.
- Взаимоотношения. Здесь перечисляются должностные лица, с которыми у работника могут быть служебные взаимоотношения (обмен информацией).
Итак, профстандарт — документ, способный вывести отечественную систему образования на международный уровень и максимально конкретизировать работу преподавателей профессионального образования. Достижение высокого уровня квалификации педагогов и эффективности педагогической деятельности — вот основная задача профессиональных стандартов.
Подготовиться к изменениям в сфере СПО вы сможете на Международном проектно-аналитическом семинаре «Обеспечение качества обучения в системе СПО в соответствии с мировыми стандартами. Конструируем колледж нового образца» . Зарегистрируйтесь прямо сейчас. Будьте на шаг впереди.
Одна из важнейших новелл 2016 года - введение профессионального стандарта по специальности «Педагог».
Приказом Министерства труда РФ от 08.09.2015 № 608 был утвержден профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». Педагог - это в данном случае обобщенное название всех перечисленных в стандарте специальностей. Стандарт распространяет свое действие на широкий круг педагогических работников, в частности на преподавателей и мастеров производственного обучения. Содержание профессионального стандарта во многом повторяет требования Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздела "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н. Однако, профессиональный стандарт педагога гораздо подробнее описывает трудовые функции педагогических работников, детальнее конкретизирует требования к их знаниям и умениям. Кроме того, профстандарт накладывает дополнительные ограничения на право занимать должность преподавателя или мастера производственного обучения.
Так, например, профстандарт в дополнение к ЕКС, предписывает преподавателю пройти:
профессиональную переподготовку, направленность (профиль) которой соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине;
Напомню, что переподготовка - это дополнительное профессиональное образование в объеме не менее 250 часов.
Более того, профстандарт требует от преподавателя и мастера производственного обучения:
При отсутствии педагогического образования - пройти дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения;
Иными словами, от преподавателя и мастера производственного обучения требуется в обязательном порядке пройти повышение квалификации по направлению, которое раньше называлось «Основы педагогической деятельности». Здесь следует, в свою очередь, напомнить, что повышение квалификации - это дополнительное профессиональное образование в объеме, не менее 16 часов.
Профессиональный стандарт, в дополнение к ЕКС, предъявляет следующие требования к педагогическим работникам:
Педагогические работники обязаны проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;
К мастеру производственного обучения предъявляются такие же требования, как и к преподавателю, которых нет в ЕКС и добавляется следующее:
Обязателен опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися;
Мастер производственного обучения должен иметь уровень (подуровень) квалификации по профессии рабочего выше, чем предусмотренный для выпускников образовательной программы;
Это интересно. По окончании автошколы любому водителю присваивается разряд. В большинстве своем низший, четвертый. Получается, что для удовлетворения требований профессионального стандарта, мастер производственного обучения обязан иметь квалификацию не ниже 3-го разряда. Как этого достичь? Только путем практической работы в каком-нибудь автотранспортном предприятии, путем прохождения аттестации. Это вполне перекликается с положением профстандарта об обязательном наличии у мастера производственного обучения опыта работы в качестве профессионального водителя. Увы, но это значит, что теперь нельзя взять человека со средним специальным образованием, подготовить его на соответствующих курсах, пусть даже в объеме 250 часов и сразу, без стажировки и присвоения квалификационного разряда не ниже 3-го, допустить его к преподаванию практического вождения в автошколе.
Вообще по поводу применения профстандарта возникают достаточно серьезные вопросы.
Вопрос первый. Насколько обязательно его применение. Придется анализировать законодательство.
Внимательно читаем Трудовой кодекс. Статья 57 часть 2.
……квалификационные требования к работникам должны соответствовать…. требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если…. с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;
Педагогическим работникам по действующему законодательству положен ряд льгот, например, право на сокращенную рабочую неделю, удлиненный оплачиваемый ежегодный отпуск и т.д. Уже понятно.
В прошлом году Федеральным законом № 122-ФЗ в Трудовой кодекс Российской Федерации были внесены изменения в ст.195.3. Теперь она звучит так:
Статья 195.3. Порядок применения профессиональных стандартов
Если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.
Напоминаю положения статьи 46 закона «Об образовании в Российской Федерации».
Ст. 46 Право на занятие педагогической деятельностью
1. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
То есть, вроде бы сформулировано требование к квалификации, необходимой педагогическому работнику для выполнения своих трудовых функций. Эти требования с точки зрения закона 273-ФЗ изложены в ЕКС или соответствующем профстандарте. Но…
С одной стороны, закон «Об образовании в РФ» вроде бы дает выбор между ЕКС и профстандартом. Но, давайте не забывать, что 273-ФЗ регулирует образовательные отношения. А трудовые отношения регулирует Трудовой Кодекс РФ. А в нем написано, что применение профстандарта является обязательным.
Так что же в свете всех этих противоречивых руководящих указаний делать горемычным директорам автошкол? Увольнять или не увольнять работников, не соответствующих профессиональному стандарту? Можно ли прибегнуть к аттестации работника для выправления ситуации?
Ответ на этот вопрос содержится в анализе статьи 12 Трудового Кодекса РФ. Статья, если не приводить ее полностью, гласит, что все требования любых законов к трудовым отношениям вступают в силу только после введения этих законов в действия и не распространяются на уже заключенные к этому времени трудовые отношения.
Другим словами, при приеме на работу сотрудника, все действующие на этот момент требования к нему, в частности, в отношении его квалификации, опыта являются обязательными. В отношении уже работающих, такие требования, тоже являются обязательными, однако, их невыполнение не является основанием для расторжения трудового договора.
На этом акцентировало внимание и Министерство труда РФ. Следует ознакомиться с письмом Минтруда от 05.04 2016., которое так и называется «Информация по вопросам применения профессиональных стандартов». Письмо построено в форме ответов на предполагаемые вопросы.
10. Может ли быть расторгнут трудовой договор с работником, если его уровень образования или стаж работы не соответствует указанным в профессиональном стандарте? Уволить его (если он отказывается проходить обучение)?
По вопросам соответствия работников требованиям к образованию и стажу, содержащимся в профессиональных стандартах, обращаем внимание, что данные требования являются обязательными в случаях, когда с выполнением соответствующей работы связано наличие льгот, гарантий и ограничений, либо если соответствующие требования уже установлены ТК РФ , другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников. Допуск работника к выполнению трудовой функции является полномочием работодателя.
Работодатель также вправе проводить аттестацию работников. Так, при применении квалификационных справочников и профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
Здесь требуется отступление. Закон «Об образовании в РФ» в статье 49 предписывает проводить аттестацию педагогических работников строго раз пять лет. Не чаще и не реже. Такое же положение содержится и в Приказе Минобрнауки РФ от 07.04.2014 № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». Таким образом, разовую досрочную аттестацию по отношению к конкретному работнику проводить ни по инициативе работодателя, ни по инициативе самого работника нельзя.
11. Должны ли работники привести свою квалификацию с требованиями профессиональных стандартов?
Согласно статье 196 ТК РФ необходимость подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования работников для собственных нужд определяет работодатель.
13. Какие санкции будут применяться за неприменение или неправильное применение профессиональных стандартов?
ТК РФ устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме работников на работу, в следующих случаях:
согласно части второй статьи 57 ТК РФ ……квалификационные требования к работникам должны соответствовать…. требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если…. с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;
согласно статье 195.3 ТК РФ требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В других случаях эти требования носят рекомендательный характер.
Таким образом, если не соблюдены указанные обязательные требования законодательства, то работодателю может быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства, а также он может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со статьей 5.27 ч.1 Кодекса об административных правонарушениях. (штраф на руководителей от1 000 до 5 000 рублей, на юридических лиц от 30 000 до 50 000 рублей. За каждого. Прим. мое)
В остальных случаях требования проверяющих органов в части применения профессиональных стандартов неправомерны.
Все становится более или менее ясно.
На счастье, в Положении о лицензировании образовательной деятельности пока остается лазейка. Там написано, что квалификация педагогических работников должна соответствовать ст.46 Закона 273-ФЗ. А эта статья, как мы видим, допускает возможность применения как профстандарта, так и более лояльного ЕКС.
Конечно, когда с проверкой придет трудовая инспекция, она однозначно будет ориентироваться на требования ТК РФ со всеми вытекающими отсюда последствиями. Проверяющих же от органов управления образованием в первую очередь интересует соблюдение законодательства об образовании. И этой вилкой можно пользоваться. Пока.
В любом случае, следует, не откладывая в долгий ящик, озаботиться повышением образовательного, квалификационного и т.д. уровней своих сотрудников (и своего уровня) до требований профессионального стандарта.
В этой связи, хотелось бы познакомить Вас с еще одним документом.
Письмо МОН от 23 марта 2015 г. № 08-415 «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование»
Зачитываем наиболее существенные выдержки.
Создание условий и организация ДПО работников отнесена к компетенции образовательной организации (пункт 5 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ), фактически - к компетенции работодателя.
Формы подготовки и ДПО работников определяются работодателем
Что это значит? А значит это, что работников и руководителей, нуждающихся в повышении квалификации, вполне можно обучать дистанционно, без отрыва от основной работы.
Право работников, в том числе педагогических работников, работников из числа учебно-вспомогательного персонала, на ДПО реализуется путем заключения договора между работником и работодателем (часть 2 статьи 197 ТК РФ).
Работодатель не вправе обязывать работников осуществлять ДПО за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры.
… работник не вправе без уважительных причин отказаться от получения ДПО, в том числе в случаях, когда ДПО осуществляется с применением формы организации образовательной деятельности, основанной на модульном принципе, в течение учебного года без отрыва от основной работы.
В то же время при аттестации педагогических работников следует учитывать, что неполучение ими ДПО не может служить основанием для отказа в установлении педагогическим работникам квалификационной категории либо для признания их не соответствующими занимаемой должности.
В общем, этого достаточно для ознакомления с документами, измененными в части регулирования трудовых отношений, связанных с этим лицензионных требований и санкций за их нарушение.
Педагог профессионального образования должен соответствовать требованиям, установленным профстандартом. Разбираемся, каким именно.
Из статьи вы узнаете:
Профстандарт педагога профессионального образования
Переход к новой системе оценки квалификации специалистов в России был начат в конце 2012 года, когда в действующий Трудовой кодекс были внесены изменения, предполагающие применение профессиональных стандартов .
Именно тогда была введена в действие актуальная редакция ст. 195.1 ТК РФ, которая определяет профстандарт как требования к уровню и характеру квалификации сотрудника, необходимой ему для выполнения возложенных на него трудовых задач.
Не пропустите: главная статья месяца от эксперта-практика
5 главных заблуждений про профстандарты.
Начиная с этого момента Министерством труда и занятости была инициирована обширная работа по формированию и утверждению профессиональных стандартов для отдельных предметных областей, к которой привлекались опытные эксперты. Каждый из итоговых документов должен был составляться в строгом соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. №23. При этом степень проработки конкретного профстандарта зависела от нескольких факторов, включая собственно сложность данного вида профессиональной деятельности и его значимость для общества и экономики.
Скачайте документы по теме:
Обращаем внимание! Введение профессиональных стандартов не отменяет действие квалификационных справочников. И работодатель вправе сам решать каким документом ему руководствоваться при определении квалификационных требований к должности: профстандартом или квалификационным справочником.
Нельзя не признать, что по последнему критерию педагогическая деятельность является одной из самых серьезных сфер. Именно поэтому разработке профстандартов для педагогов было уделено много времени и внимания. В результате с 1 января 2017 года были введены в действие сразу пять обширных документов, устанавливающих требования к уровню квалификации педагогических работников . Одним из них является стандарт, регламентирующий применение квалификационных требований к педагогу в области профессионального обучения и профессионального образования основного и дополнительного уровней. О том, какие еще профстандарты для педагогов действуют в настоящее время, вы можете узнать в нашем материале .
Профессиональный стандарт педагога профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования утвержден приказом Минтруда России от 08.09.2015 N 608н
Области применения профстандарта педагога профессионального образования
Специфика профессионального стандарта педагога профессионального образования заключается, в том числе, в том, что его действие распространяется на специалистов, которые задействованы в выполнении трудовой деятельности в области образования достаточно высокого уровня. В частности, положения профстандарта, утвержденного приказом № 608, распространяются на следующие категории работников:
педагоги, осуществляющие преподавательскую деятельность в образовательных организациях, уровень которых относится к среднему профессиональному;
преподаватели высших учебных заведений с различным статусом, включая университеты, академии, институты и другие организации высшего профессионального образования;
специалисты, чья профессиональная деятельность предполагает выполнение функций по разработке методик обучения.
Стоит учитывать, что выделение перечисленных категорий сотрудников в целях применения профстандарта педагога профессионального образования производится с применением Общероссийского классификатора занятий ОК 010-2014 (МСКЗ-08). В свою очередь, перечисленные категории специалистов могут быть задействованы в реализации образовательного процесса по различным направлениям подготовки, начиная от среднего профессионального и выше. Какие конкретно ступени образования охватывает действие данного стандарта - читайте в нашей статье .
Требования к специалисту, установленные профстандартом педагога
При этом, однако, в отдельных случаях работник, имеющий судимость, может быть допущен к работе с учащимися, однако для этого необходимо получение решения комиссии по делам несовершеннолетних.
Что касается состояния здоровья педагогических работников, то во избежание допуска к работе с обучающимися лиц, имеющих опасные заболевания заразного типа, такие специалисты должны быть подвергнуты процедуре медицинского осмотра в установленном порядке. В нашем материале мы указываем, какие виды медосмотров являются обязательными для этих сотрудников.
Обязанности педагога профессионального образования по стандарту
Педагог профессионального образования по стандарту, утвержденному приказом № 608н, должен обеспечить успешное выполнение следующих основных трудовых функций в процессе осуществления своей профессиональной деятельности:
разработка образовательных модулей и учебных программ в части содержательного и методического аспекта их реализации;
организация эффективной обучающей деятельности, обеспечивающей полноценное усвоение учащимися содержания материалов, предусмотренных образовательными модулями и учебными программами;
обеспечение регулярного и качественного контроля за усвоением учебного материала на промежуточных и итоговых стадиях прохождения обучения.
В процессе реализации указанных трудовых функций педагогу профессионального обучения в рамках профстандарта следует применять и учитывать положения специальной литературы, справочных изданий, методических материалов и иную информацию, предусмотренную актуальными стандартами осуществления преподавательской деятельности.
При этом, однако, в целях обеспечения интереса учащихся к обучению и повышения качества усвоения ими преподаваемого материала рекомендуется применение форм подачи материала, соответствующих возрасту, особенностям коллектива и иным характеристикам обучающихся. Более подробно о методах оценки эффективности решения поставленных перед педагогом задач Вы можете прочитать в нашем материале .
Трудовые функции педагога
Несмотря на некоторые различия в части требований к уровню образования, опыта практической работы и других характеристик, к педагогам высшего и дополнительного образования, а также педагогам СПО профстандарт предъявляет схожие требования в части общих принципов выполнения трудовых функций по данной профессии.
В частности, в число трудовых функций педагога профессионального образования входят:
- осуществление преподавательской деятельности в рамках коллектива обучающихся с учетом их индивидуальных характеристик и особенностей группового взаимодействия;
- организация учебного процесса с элементами производственной деятельности по профилю обучения;
- педагогическое и организационное сопровождение обучающей деятельности в соответствии с уровнем обучения;
- обеспечение научной, учебной, методической и организационной подготовки реализации программ профессионального обучения в соответствии с его уровнем.
В зависимости от уровня обучения и характера преподавательской деятельности допускаются различные наименования должностных позиций, предусмотренные профстандартом: педагог дополнительного профессионального образования, мастер производственного обучения, преподаватель и другие. О том, как выбрать наиболее подходящий вариант для конкретной ситуации, читайте в нашем материале .
Применение профессионального стандарта педагога
Согласно положениям действующего законодательства, подтвержденным официальными разъяснениями Минтруда, данными в письме от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253, в настоящее время применение профстандартов в педагогической деятельности осуществляется в целях решения следующих задач:
формирование кадровой политики и управление персоналом, в том числе определение трудовых функций работника при составлении штатного расписания, должностных инструкций, трудовых договоров;
проведение обучения и аттестации работников. В этом случае профстандарт служит ориентиром, какие знания и навыки работы необходимы современному специалисту;
тарификация работ и присвоение тарифных разрядов, а также установление систем оплаты труда с учетом особенностей организации труда и управления.
Действующее законодательство предусматривает ряд должностных позиций, для которых применение разработанных профстандартов становится обязательным с момента их официального утверждения: в нашем материале мы приводим полный перечень таких должностей.
Согласно положениям ст. 331 ТК РФ, ст. 46, 52 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ позиция педагога относится к перечню должностей, для которых необходимо применение положений действующих профстандартов. Таким образом, указанные специалисты обязаны соответствовать требованиям к преподавателям по профессиональному стандарту, утвержденному приказом № 608н или требованиям, установленным квалификационным справочником.
Действия работодателя при несоответствии работника профстандарту педагога
Если оценочный центр или специальная рабочая группа, созданная по решению работодателя, установит несоответствие сотрудника требованиям утвержденного профстандарта, то уволить его не получится. В законодательстве четко регламентирован перечень оснований для увольнения, и несоответствие профстандарту в нем не предусмотрено. Планы добавлять такое основание законодатель также не рассматривает. Правомерность такой позиции подтверждают и специалисты Минтруда России в пункте 10 письма от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253.
Если человек не соответствует профстандарту, а требование о соответствии является обязательным на законодательном или локальном уровне, то работодателю необходимо провести мероприятия по внедрению профстандартов. Один из этапов – мероприятия, направленные на доведение квалификаций, знаний и умений сотрудника до уровня, заявленного в стандарте, если вдруг выявлено несоответствие. Кстати, Трудовой кодекс рекомендует работодателю регулярно организовывать повышение квалификации педагогических работников. Мы расскажем, как часто и каким образом необходимо направлять таких сотрудников на обучение .
Однако если все необходимые мероприятия проведены, а уровень квалификации сотрудника остается недостаточным, работодатель может провести аттестацию работника. При неудовлетворительных результатах этого мероприятия у работодателя уже появится законная возможность и основание для увольнения (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). О том, как оформить увольнение педагогического работника, читайте в нашем материале .
Скачать в.doc
Скачать в.doc
О профессиональном стандарте педагога
( Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования)
При подготовке к данному педсовету методической службой было проведено анкетирование среди преподавателей, в котором приняли участие 46 человек. По результатам анкетирования 51,1 % преподавателей знают о существовании Профессионального стандарта педагога, но не знают подробностей; 39,5 % ответили, что владеют информацией о том, что такое Профессиональный стандарт педагога. Мы также спросили, мнение респондентов что такое, по их мнению, стандарт педагога. 55,8 % ответили, что это рамочный документ, содержащий основные требования к квалификации, 41,9 % преподавателей считают, что это перечень должностных обязанностей педагога.
Можно сделать предварительный вывод, что наши преподаватели имеют общее представление о профессиональном стандарте педагога, но не все имеют полное понимание, что же это такое (перечень обязанностей или требования к квалификации).
С 1 июля 2016 года регулирование трудовых отношений в образовательных организациях должно осуществляться на основе профессиональных стандартов (ПС) согласно Федеральным законам. Мы говорим о всех должностях работников, не только педагогах.
Приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 608н (зарегистрирован Минюстом России 24 сентября 2015 года, регистрационный № 38993) утвержден профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». Срок вступления в силу Стандарта педагога был продлен до 1 января 2017 года.
Для кадровых служб и работодателей при установлении квалификационных и профессиональных требований к соискателям и работникам профессиональные стандарты являются ориентирами и могут применяться в части наименования должностей, профессий и специальностей, определения трудовых функций, требований к образованию и опыту работы с учетом особенностей, обусловленных технологией и организацией производства и труда у данного работодателя.
Появление профессиональных стандартов – это не новинка, придуманная именно в России, а сложившаяся мировая практика. Самый передовой опыт на сегодняшний день по профессиональным стандартам в Великобритании.
В середине XX века в нашей стране были созданы квалификационные справочники. Единицей описания в них стала «должность» (для рабочих – «профессия»). Эти справочники ограничиваются слабо структурированным, фрагментарным описанием должностных обязанностей, знаний, требований к образованию и стажу работы. Они не содержат перечня трудовых функций, выполнение которых обеспечивает достижение цели профессиональной деятельности. Профессиональные стандарты – документы нового типа, системно представляющие актуальную информацию о требованиях трудовой деятельности.
Понятия «квалификации работника», «профессионального стандарта», прописаны в статье 195.1. Трудового Кодекса согласно которой:
профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнение определенной трудовой функции,
а квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.
В профессиональном стандарте описаны трудовые функции по определенному виду деятельности, а также требования к знаниям, навыкам и опыту работы специалистов, выполняющих эти функции.
В профессиональном стандарте педагога определены основные требования к квалификации. Он призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования; установить единые требования к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности для оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу и при аттестации, планировании карьеры, для формирования должностных инструкций и разработки федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования.
Профессиональный стандарт является инструментом реализации стратегии образования в меняющемся мире, инструментом повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.
В перспективе внедрение профессиональных стандартов должно привести к увеличению числа высококвалифицированных работников и повышению производительности труда. Методика разработки профессиональных стандартов предусматривает их широкое публичное обсуждение. Таким образом, на смену общественному формату разработки профессиональных стандартов пришел государственно-общественный.
В сфере образования утверждены 4 профессиональных стандарта:
Приказ Минтруда России N 608н от 08.09.2015 г.Далее по тексту мы будем употреблять понятие «Стандарт педагога», имея в виду Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».
Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации.
Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями, учитывающими социокультурные, демографические и прочие особенности данной территории (напр., моноэтнические и полиэтнические регионы накладывают свою специфику на труд педагога). А также он может быть дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения, в соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных программ.
Профессиональный стандарт педагога включает в себя описание трудовых функций и требований к квалификации преподавателей СПО, мастеров производственного обучения, преподавателей дополнительного профессионального образования, методистов и профессорско-педагогического состава высших учебных заведений.
Основная цель профессиональной деятельности, согласно стандарту педагога, - организация деятельности обучающихся по освоению знаний; формированию и развитию умений и компетенций, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность; обеспечение достижения ими нормативно установленных результатов образования; создание педагогических условий для профессионального и личностного развития обучающихся, удовлетворения потребностей в углублении и расширении образования; методическое обеспечение реализации образовательных программ.
Профессиональной стандарт применяется с целью:
определения необходимой квалификации педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития студентов;
обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда;
обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях;
содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.
Содержание профессионального стандарта педагога
Если представить профессиональный стандарт в виде схемы, то градация выглядит так (смотри схему на слайде)
Описание обобщенных трудовых функций включает наименование функции, уровень квалификации, возможные наименования должностей, требования к образованию, обучению и опыту практической работы, а также особые условия допуска к работе. Обобщенные трудовые функции подразделяются на отдельные трудовые функции.
Характеристики конкретных трудовых функций содержат описание трудовых действий, необходимых умений и знаний и др. Мы остановимся на трудовых функциях, касающихся должности «преподаватель и преподаватель СПО»
Требования к образованию и обучению:
Среднее профессиональное образование или высшее образование, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю)
Дополнительное профессиональное образование на базе среднего профессионального образования (программ подготовки специалистов среднего звена) или высшего образования (бакалавриата) - профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю)
При отсутствии педагогического образования - дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и(или) профессионального обучения; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства
Для преподавания дисциплин (модулей) профессионального учебного цикла программ среднего профессионального образования обязательно обучение по дополнительным профессиональным программам - программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже одного раза в три года
Педагогические работники обязаны проходить в установленном Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.
Требования к опыту практической работы:
Опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися и(или) соответствующей преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) обязателен для преподавания по профессиональному учебному циклу программ среднего профессионального образования и при несоответствии направленности (профиля) образования преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю)
Особые условия допуска к работе
Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации
Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации
Прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие занимаемой должности
В стандарте педагога 3 обобщенных трудовых функции относятся к преподавателям СПО (остальные касаются мастеров производственного обучения, методистов и профессорско-преподавательского состава высшего профессионального образования):
3.1. «Преподавание по программам профессионального обучения, СПО и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации»
3.1.1.«Организация учебной деятельности обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, СПО и(или) ДПП»
3.1.2. «Педагогический контроль и оценка освоения образовательной программы профессионального обучения, СПО и(или) ДПП в процессе промежуточной и итоговой аттестации»
3.1.3 «Разработка программно-методического обеспечения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, СПО и(или) ДПП»
3.3. – «Организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам СПО»
3.3.1. «Создание педагогических условий для развития группы (курса) обучающихся по программам СПО»
3.3.2. «Социально-педагогическая поддержка обучающихся по программам СПО в образовательной деятельности и профессионально-личностном развитии»
3.5.1 «Информирование и консультирование школьников и их родителей (законных представителей) по вопросам профессионального самоопределения и профессионального выбора»
3.5.2. «Проведение практикоориентированных профориентационных мероприятий со школьниками и их родителями (законными представителями)»
3.5. относится как к преподавателям, так и к методистам, мастерам производственного обучения, доцентам, старшим преподавателям и ассистентам и звучит так «Проведение профориентационных мероприятий со школьниками и их родителями (законными представителями)»
На рассмотрение всех трудовых функций, трудовых действий, знаний и умений, которые должен выполнять педагог, можно посвятить отдельный педсовет.
Вот примеры трудовых действия педагога: проведение учебных занятий; организация самостоятельной работы обучающихся; руководство проектной, исследовательской деятельностью и ВКР; консультирование обучающихся и их родителей по вопросам профессионального самоопределения, профессионального развития; текущий контроль, оценка динамики подготовленности и мотивации студентов; формирование предметно-пространственной среды кабинета, обеспечивающей освоение учебного предмета и т.п.
Обеспечение в рамках своих компетенций соблюдения прав студентов и предоставления им социальных и иных государственных гарантий,
Планирование совместно с другими педагогическими работниками профориентационной деятельности образовательной организации
- Проведение мастер-классов по профессии для школьников
- Обеспечение организации и осуществление профессиональных проб для школьников
УМЕНИЯ:
Разрабатывать рабочие программы
Вести учебно-методическую документацию
- обрабатывать персональные данные с соблюдением требований и правил, установленных законодательством Российской Федерации,
Мотивировать и организовывать участие студентов в волонтерской деятельности
Организовывать совместно со студентами подготовку и проведение досуговых и социально значимых мероприятий
- Использовать педагогически обоснованные формы, методы и приемы организации деятельности обучающихся, применять современные технические средства обучения и образовательные технологии, в том числе при необходимости осуществлять электронное обучение, использовать дистанционные образовательные технологии, информационно-коммуникационные технологии, электронные образовательные и информационные ресурсы.
- выполнять задания, предусмотренные программой учебного предмета
- обучать самоорганизации и контролю студентов
- Обеспечивать на занятиях порядок и сознательную дисциплину
- Организовывать проведение конференций, выставок, конкурсов профессионального мастерства по профилю предмета или модулю
- анализировать собственную профессиональную деятельность
- анализировать и устранять возможные риски жизни и здоровью обучающихся в учебном кабинете
- соблюдать требования охраны труда
Информировать социальное окружение об успехах и достижениях студентов в различных видах деятельности
Знакомить школьников и их родителей (законных представителей) с особенностями вида профессиональной деятельности:
- Зрелищно демонстрировать профессиональную деятельность и(или) комментировать ее выполнение студентами, специалистами-практиками
Привлекать обучающихся по программам профессионального образования в профориентационную работу со школьниками и их родителями
- Готовить задания, организовывать и проводить олимпиады, декады и конкурсы профессионального мастерства для школьников,
Необходимые ЗНАНИЯ (выборочно):
- Локальные акты образовательной организации в части организации образовательного процесса
- Научно-методические основы организации учебно-профессиональной, проектной, исследовательской и иной деятельности обучающихся
- Возрастные особенности обучающихся, особенности обучения одаренных обучающихся и обучающихся с проблемами в развитии и трудностями в обучении
- Основы эффективного педагогического общения , законы риторики и требования к публичному выступлению
- Основы психологии труда, стадии профессионального развития
- Требования, предъявляемые профессией к человеку , набор медицинских и иных противопоказаний при выборе профессии, содержание и условия труда, образ жизни работников данной профессии, возможности и перспективы карьерного роста по профессии
- Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под их руководством
- эффективные приемы общения, стимулирующие профессиональное самоопределение
Методические основы проведения мастер-классов, обеспечения зрелищности при демонстрации профессиональной деятельности
Хотелось бы подчеркнуть, что Профессиональный стандарт педагога – это рамочный документ, позволяющий разработать в учреждении трудовые договоры и прописать индивидуально трудовые функции преподавателей в зависимости от их опыта, объема выполняемых работ, категории и т.п. и для установления соответствия оплаты труда предъявляемым требованиям.
Очевидно, что повсеместное введение профессионального стандарта педагога не может произойти мгновенно, по команде сверху. Необходим период для его доработки и адаптации к нему профессионального сообщества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Я думаю, что каждый из присутствующих преподавателей, слушая информацию о профессиональном стандарте педагога, ловил себя на мысли: «как это все возможно выполнить одному человеку?», проанализировал свои сильные и слабые стороны с точки зрения способности выполнять вышеперечисленные трудовые функции. Хотелось бы успокоить Вас. По большей части наш коллектив выполняет данные трудовые функции в том или ином объеме.
Для устранения пробелов в знаниях или умениях есть несколько путей: проведение самоанализа деятельности, рассмотрение более подробно информации на заседаниях ЦМК, педсоветах, а также реализовать намеченные мероприятия в довольно короткие сроки можно посредством:
самообразования;
целевых курсов;
курсов переподготовки;
участия в мастер-классах;
дистанционного обучения и т.д.
В дополнение к сказанному отмечу, что на сегодня официально не прописан порядок увольнения учителя, не соответствующего профстандарту. Более того, если работник в своё время был принят на работу в полном соответствии с трудовым законодательством, смог пройти аттестацию и не имеет нареканий по выполнению своих профессиональных обязанностей, то оснований для его увольнения нет, даже в том случае, если он не в полной мере соответствует введённым нормативам.
Проигнорировать применение профстандарта не удастся: ч. 1 ст. 5.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ предусматривает административную ответственность учреждения в виде штрафа до 50 тыс. рублей. Учитывая то, что судебная практика идёт по пути привлечения к ответственности за каждое нарушение, размер штрафа может достигнуть астрономического размера. Кроме того, если органы финансового контроля выявят факт замещения работником, не имеющим высшего профессионального образования, должности, в отношении которой профессиональным стандартом предусмотрено обязательное наличие указанного уровня образования, то с учреждения могут быть взысканы суммы заработной платы, выплаченные такому работнику.
P.S.
Комитет Госдумы по образованию и науке поддержал предложение Минобрнауки России перенести на более поздний срок вступление в силу профстандарта «Педагог» (заседание комитета состоялось 8 ноября 2016 года). Сроки перенесли до 2019 года, но, к сожалению, это не касается стандарта педагога СПО.