Тарное хозяйство. Тарное хозяйство Тарное хозяйство
Тара – это материал, применяемый при перевозке и хранении товара и предназначенный для обеспечения сохранности количества и качества товара, предохранения от внешнего воздействия, потерь и порчи. В отличии от упаковки тара имеет залоговую цену, тогда как цена упаковки входит в стоимость товара.
Классификация тары :
· по виду материала: деревянная, стеклянная, металлическая, тканевая, бумажно-картонная, пластмассовая и др.;
· по степени жесткости (по способности сопротивляться внешним воздействиям): жесткая, полужесткая, мягкая;
· по степени специализации: универсальная и специализированная;
· по кратности использования: однооборотная и многооборотная;
· по принадлежности: тара общего пользования и инвентарная (тара поставщика).
Одним из видов многооборотной тары является тароборудование – это специальные конструкции, выполняющие одновременно роль внешней тары, транспортного средства и оборудования складов. Наиболее распространенным на ПОП является унифицированный контейнер. В качестве тары также используют функциональные емкости, которые предназначены для хранения. приготовления и транспортировки п\ф от заготовочных и промышленных предприятий на ПОП, кратковременного хранения, приготовления и раздачи блюд.
Требования к таре :
1. технические – требования к материалу, размерам, прочности, надежности – определяются ГОСТами;
2. эксплуатационные – удобство упаковки, распаковки, приемки, перевозке, хранения, продажи товаров;
3. санитарно-гигиенические – обеспечение возможности быстрой санитарной обработки и дезинфекции;
4. экологические – безвредность, при утилизации исключение возможности загрязнения окружающей среды.
Тарооборот включает:
· приемка тары – тара должна быть принята с соответствующими нормативными документами и условиями договора поставки, также как и товар (проверяется соответствие тары документам, наличие сертификата, соответствие требованиям ГОСТов). Если фактическое количество, качество, цены и маркировка поступившей тары соответствует сопроводительным документам, то материально-ответственное лицо расписывается на них в получении и тара приходуется;
· вскрытие тары – производится специальными инструментами (топорик-молоток, гвоздодер, клещи, съемник обручей, нож для вспарывания мешков, прут для вскрытия тары и др.), мешки вскрывают специальными серпообразными ножами с утолщениями на конце, тщательно оберегая ткань от порезов. При вскрытии бочек вначале снимают верхний обруч, затем подбивают вверх средний (уторный) - на ширину обруча – снимают крышку и обручи возвращают на место;
· хранение тары – в специально отведенных кладовых или отдельно стоящих помещениях стеллажным или штабельным способом. Мешки тщательно очищают от пыли, высушивают и хранят на стеллажах в недоступном для грызунов месте, связав их по 10 шт.;
· возврат тары – предусматривается договором поставки. Инвентарная тара возвращается поставщику по залоговым ценам. Упаковка может быть возвращена на таросборные пункты как тароматериал. при снижении качества возвратной тары товарополучателем цена тара принимается по более низким ценам или выплачивается штраф.
Мероприятия по снижению расходов по таре :
организационно-технические :
1. строгое соблюдение всех условий договора, правильная приемка, соблюдение правил вскрытия, хранения, возврата;
2. своевременный ремонт возвратной тары;
3. бережное обращение при погрузке, перевозке, разгрузке;
4. обеспечение необходимых условий для сохранности таре, исключающие хищение и использование не по назначению;
5. на крупных предприятиях назначение ответственного работника за ведение тарного хозяйства;
6. организация контроля со стороны администрации.
экономические:
1. экономический анализ всех расходов и потерь отдельно по каждому виду тары, разработка мероприятий по снижению потерь;
2. своевременный учет тары, соблюдение договорных обязательств, правильное оформление сопроводительных документов.
Тесты
1. Тарооборот включает:
A) приемку и вскрытие тары;
B) хранение и возврат тары;
C) приемку и возврат тары;
D) приемку, хранение, ремонт и возврат тары;
E) приемку, вскрытие, хранение и возврат тары.
2. Тара отличается от упаковки:
A) большей стоимостью изготовления;
C) размерами;
D) сложностью изготовления;
E) тем, что имеет залоговую цену.
3. При снижении качества возвратной тары:
A) тара принимается по более низким ценам;
B) тара не принимается;
C) ее цена снижается или берется штраф;
D) нет правильного ответа;
E) все ответы верны.
4. При приемке тары обращают внимание:
A) на наличие сопроводительных документов;
B) на правильность маркировки и чистоту;
C) на наличие сертификата, правильность маркировки,
соответствие ГОСТам;
D) на количество и качество;
E) на соответствие стандарту.
5. Инвентарная тара относится:
A) к таре поставщика;
B) к таре общего пользования;
C) к таре предприятий питания;
D) к таре универсальной;
E) к таре специализированной.
6. Расходами по операциям с тарой включают:
A) затраты по доставке, разгрузки;
B) расходы с ремонтом;
C) расходы с очисткой и дезинфекцией;
D) нет правильного ответа;
E) все ответы верны.
ТРАНСПОРТНОЕ, СКЛАДСКОЕ И ТАРНОЕ ХОЗЯЙСТВО.
Задачи, значение и состав транспортного хозяйства.
Классификация транспортных средств.
Организация транспортного обслуживания.
Организация складского обслуживания производства.
Организация тарного хозяйства.
Совершенствование транспортного, складского и тарного хозяйства.
1. Задачи, значение и состав транспортного хозяйства.
Транспортное хозяйство
- это комплекс технических средств промышленного предприятия для перевозки материалов, полуфабрикатов, готовой продукции, отходов и других грузов на территории предприятия и на его подъездных путях.
Деятельность предприятия требует повседневного перемещения большого объема грузов. Поэтому бесперебойная работа транспортного хозяйства играет важную роль в высокопроизводительном функционировании основного производства.
Транспортное хозяйство осуществляет следующие функции:
перевозку грузов;
погрузку и выгрузку;
экспедирование.
передвижение предметов труда, топлива, готовой продукции в соотвествии с требованиями производственного процесса;
эффективное использование транспортных средств и труда транспортных рабочих;
механизацию и автоматизацию транспортных и погрузочно-разгрузочных работ;
снижение себестоимости транспортных операций;
обеспечение строгой согласованности транспортных операций с требованиями технологического процесса производства;
постоянное поддержание транспортных и погрузочно-разгрузочных средств в пригодном состоянии.
Промышленное предприятие использует различные транспортные средства. Их состав зависит от масштабов, типа производства, выпускаемой продукции, технологии и расположения цехов, степени переработки сырья. В связи с этим в составе транспортного хозяйства крупного промышленного предприятия могут быть такие цеха (участки): железнодорожный, речной, автотранспортный, авиационный, погрузочно-разгрузочный и другие. Кроме того подразделения предприятия могут иметь в своем составе внутритехнологический транспорт.
Руководство транспортным хозяйством на предприятиях осуществляет транспортный отдел, подчиненный директору или главному инженеру.
Транспортный отдел имеет имеет в своем составе подразделения, которые осуществляют планирование перевозок, погрузочно-разгрузочных работ, руководство и эксплуатацию транспортных средств; организацию и планирование ремонта транспортных средств и путей сообщения; учет транспортных, погрузочно-разгрузочных работ и анализ результатов производственно-хозяйственной деятельности транспортного хозяйства.
В подчинении транспортного отдела находятся цехи специализированные по видам транспортных средств.
2. Классификация транспортных средств
.
Транспорт на промышленном предприятии подразделяется:
по виду и назначению: железнодорожный, речной, автомобильный, авиационный, механический, трубопроводный, пневматический и др.;
по характеру действия: периодического и непрерывного действия;
по видам выполняемых работ: межцеховый, выполняющий операции по перевозке грузов на территории предприятия между цехами и складскими помещениями; внутрицеховый, обеспечивающий перемещение предметов труда между рабочими местами, аппаратами по ходу технологического процесса; для внешних перевозок, т.е. для перевозки грузов от внешних поставщиков и вывоза готовой продукции потребителям на ж/д станции, порты и др. Кроме того, к внутренним относятся транспортные средства для перемещения грузов в горизонтальном и вертикальном направлениях;
стационарные транспортные средства: конвейеры, трубопроводы, транспортеры;
передвижные транспортные средства: подъемные тележки, электрокары, автопогрузчики, автомобили и др.
3. Организация транспортного обслуживания
.
Организация транспортного обслуживания предприятия – это система мероприятий, обеспечивающих эффективную и рациональную организацию транспорта, грузопотоков и труда транспортных рабочих и направленных на выявление и использование резервов в работе транспортного хозяйства предприятия, а также на улучшение его качественных показателей.
Организация перевозок на предприятии должна предусматривать устойчивость размеров и направлений отдельных грузопотоков, а также организацию работ по тсабильным графикам и маршрутам.
Перевозки грузов могут быть разовые, совершаемые по отдельным (неповторяющимся) требованиям-заказам; маршрутные, совершаемые по определенным напрвлениям и расписаниям. Проектируемая система маршрутов должна полностью удовлетворять требованиям основного производства, обеспечивать нормальную и равномерную загрузку транспортных средств, максимальное использование их технических характеристик (скорость, мощность, грузоподъемность) при минимальных затратах.
Различают две основные системы маршрутов перевозок грузов: маятниковую и кольцевую.
Маятниковая предусматривает связь между двумя пунктами. При этом возможны следующие варианты возврата транспорта:
порожняком – маятники односторонний (а) и веерный (в);
с грузом (б) – двусторонний.
а) в) б)
Кольцевая система предполагает последовательную доставку груза от одного пункта к другому с последующим возвращением транспорта в начальный пункт
а) возрастающий грузопоток (или сборочный маршрут)
3 4
1
б) развозочный или затухающий грузопоток
2
Система маршрутов выбирается в зависимости от структуры грузопотоков и территориального расположения обслуживаемых объектов предприятия. На предприятиях массового и крупносерийного производств, имеющих технологически связанные заготовительные, механические, термические, сборочные и отделочные цехи, целесообразно применять кольцевые маршруты, а на предприятиях с единичным мелкосерийным производствами при небольшом количестве цехов – маятниковые.
Составление плана работы транспортного хозяйства начинается с определения общего объема перевозок и грузооборота.
Для этого:
а) определяется плановая номенклатура и количество прибывающих и отправляемых грузов по группам;
б) рассчитываются внутризаводские грузопотоки между складскими, цеховыми и прочими пунктами погрузки и выгрузки.
Исходя из объема и структуры планируемого грузооборота определяются внешний и внутренний грузооборот, потребность в транспортных средствах по видам транспорта, объем погрузочно-разгрузочных работ с разбивкой на механизированные и ручные работы, рассчитывается численность рабочих, фонд заработной платы и др.
При планировании внешнего грузооборота в основу расчетов кладутся планы материально-технического снабжения и сбыта, а также отчетные данные за последние годы о вывозе с предприятия отходов производства.
Внутренний грузооборот определяют по объему межцеховых перевозок. В основу расчета кладутся планы производства предприятия и цехов и планы завоза в цехи сырья, материалов, полуфабрикатов, топлива и прочих средств производства, а также планы вывоза готовой продукции и отходов.
Таблица 1
Пример шахматной ведомости внутреннего грузооборота
предприятия на 2004 год, тонн
Склад сырья |
Цехи |
Склад готовой продукции |
Всего |
||||
Литей-ный |
Заго-товит. |
Меха-нич. |
Сбо-рочн. |
||||
Склад сырья |
* |
500 |
450 |
370 |
630 |
- |
1950 |
Цеха: | |||||||
Литейный |
- |
* |
- |
450 |
20 |
20 |
490 |
Заготовительный |
- |
- |
* |
400 |
40 |
- |
440 |
Механический |
- |
- |
- |
* |
1120 |
30 |
1150 |
Сборочный |
- |
- |
- |
- |
* |
1810 |
1810 |
Склад готовой продукции |
- |
- |
- |
- |
- |
* |
- |
Всего: |
- |
500 |
450 |
1220 |
1810 |
1860 |
5840 |
Работа внутризаводского транспорта характеризуется системой показателей.
Количественные показатели : грузооборот – количество прибывающих, отправляемых и перемещаемых на территории предприятия грузов за определенный отрезок времени. Объем погрузочно-разгрузочных работ характеризуется числом погруженных, выгруженных и перегруженных физически тонн и количеством нормо-часов для выполнения запланированного объема работ.
Качественные показатели:
а) скорость движения машин, определяется технической и эксплуатационной скоростью транспортных машин. Под технической скоростью понимается отношения длины пути ко времени, затраченному непосредственно на движение, а под эксплуатационной – отношение длины пути ко всему времени на рейс с учетом простоев машин на начальных, промежуточных и конечных точках линии;
б) использование грузоподъемности машин. На грузоподъемность влияет характер груза, применяемая тара:
Кгр = Q / q * m ,
Где: Q - вес перевезенного груза; q - грузоподъемность; m – число поездок.
Время на один рейс (t) рассчитывается исходя из расстояния до места назначения и обратно, скорости машины с грузом и без груза и времени на погрузку и выгрузку.
t = l / v + t n + t p ,
Количество транспортных средств:
А авт = Q * t рейса / q * K гр * T рабочее,
Где: А авт – количество необходимых транспортных средств; t рейса – время на один рейс, в час; Q - объем перевозок в тоннах; q - номинальная грузоподъемность; K гр - коэффициент использования грузоподъемности; T рабочее - рабочее время транспорта в течение суток, в час.
А вагонов = Q * t рейса / 24,
Где: Q – количество груза, перевозимого в вагонах за сутки, тонн; t рейса – время оборота состава за один полный рейс, час.
t рейса = Вп + 2Вх + Вр ,
где: Вп – время погрузки с учетом взвешивания, оформления, маневров; 2Вх – время дыижения в обоих направлениях; Вр – время на разгрузку.
А тр. ср-в = Q * K з / К рейс * К гр * Q гр ,
Где: К рейс – количество рейсов; К з – коэффициент задержки грузов (1,1 – 1,2); К гр – коэффициент использования грузоподъемности (0,7 – 0,85).
в) использование пробега: Кпр = L / L + Lo,
где: L – путь с грузом; Lo – путь без груза.
г) использование рабочего времени.
Технико-экономическое планирование работы внутризаводского транспорта заключается в разработке соответствующего раздела плана развития предприятия «транстехплана», в котором устанавливаются следующие показатели:
Объем перевозок;
Потребность в материалах;
Объем трудовых затрат;
Затраты на транспортировку грузов (себестоимость перевозки 1 т груза на расстояние 1 км – себестоимость 1 т/км; себестоимость машино-часа работы транспортного средства; годовые затраты на 1 т грузооборота);
Объем грузов на 1000 грн. товарной продукции;
Объем грузов на 1 транспортного работника;
Удельная механизация транспортных и погрузо-разгрузочных работ;
Удельный вес транспортных рабочих в общем количестве вспомогательных рабочих;
Соотношение транспортных и основных рабочих;
Удельный вес стоимости транспортных средств и средств механизации погрузо-разгрузочных работ в общей стоимости основных производственных фондов и т.д.
Оперативное планирование деятельности транспортного хозяйства заключается в разработке планов перевозок на более короткие периоды (квартал, месяц, сутки и смену).
В условиях работы по твердому графику основным плановым документом является расписание движения транспортных средств. При планировании работы транспорта по заявкам оперативная работа осуществляется на основе сменно-суточных планов.
4. Организация складского обслуживания производства.
Складское хозяйство – это оперативное подразделение, состоящее из комплекса высокомеханизированных складов, специализированных по видам материальных ресурсов с учетом требований по оптимизации условий их хранения и складской переработки, призванное обеспечить бесперебойную работу всех цехов и участников.
Бесперебойная, ритмичная, четкая работа складов, всего складского хозяйства – одно из решающих условий нормальной работы всего предприятия, своевременного выполнения им планов производства по объему и номенклатуре выпускаемой продукции.
Основное назначение складского хозяйства:
Обеспечение качественной и количественной сохранности товаров;
Концентрация необходимых запасов разнообразных материальных ценностей и обеспечение бесперебойного снабжения ими потребителей;
Предоставление разнообразных услуг потребителям (раскройка, нарезка, расфасовка, сортировка материалов не только с целью создания больших удобств для потребителя, но и для исключения излишних отпуска и потерь этих материалов).
Основные задачи складского хозяйства:
Организация рациональной системы складских работ с минимальными издержками на перегрузочно-транспортных и внутрискладских операциях;
Эффективное использование складских площадей и объемов, а также подъемно-транспортного оборудования и устройств для формирования и хранения грузов (поддонов, стеллажей и т.д.);
Выявление и мобилизация излишних и сверхплановых запасов материальных ценностей, содействие их правильному расходу согласно нормам и с учетом использования отходов и повторного использования тары;
Обеспечение централизованной доставки товаров и других материалов потребителям;
Своевременная информация о движении запасов сырья, материалов, изделий.
В функции складского хозяйства входят:
приемка материальных ценностей;
предварительная подготовка материалов к производственному потреблению (сортировка, сушка и т.п.);
обеспечение сохранности материальных ценностей;
снабжение производства всеми необходимыми материалами и комплектация участков и рабочих мест;
отгрузка готовой продукции.
По назначению и характеру деятельности склады промышленных предприятий подразделяются на материальные (сырья, вспомогательных материалов, оборудования), внутрипроизводственные (полуфабрикатов) и готовой продукции. Следует иметь в виду, что функциональное различие между этими складами довольно условное. Определенность в функционировании здесь связана с отраслевой принадлежностью склада. Так, склад металла на машиностроительном предприятия является складом сырья, а на шахте или на предприятии химической промышленности – складом вспомогательных материалов. Или, например, склад цемента: для предприятий цементной промышленности – это склад готовой продукции; для завода железобетонных изделий – это склад полуфабрикатов; для металлургического комбината – склад вспомогательного материала.
Материальные склады на промышленном предприятии подразделяются на снабженческие, производственные и сбытовые.
По видам перерабатываемых материалов склады подразделяются на специализированные (металлов, топлива) и универсальные (различных видов материалов).
По типу складского здания, его конструкции выделяют: открытые склады (площадки), полузакрытые склады (навесы), закрытые склады (одноэтажные, многоэтажные, отапливаемые, неотапливаемые), а также складские устройства специальной конструкции (бункеры хранения сыпучих материалов; резервуары для хранения жидкостей).
Склады, имеющие подведенную железнодорожную ветку для подачи и уборки вагонов, называются прирельсовыми.
Объем складских операций определяется:
общим объемом и интервалом поставок и отправок материалов;
размером партий поставок и отправок материалов;
видом и типом материалов, условиями их хранения;
перечнем вспомогательных операций;
условием механизации и автоматизации складских операций;
видом транспорта и т.д.
5. Организация тарного хозяйства.
Тарное хозяйство является самостоятельным подразделением вспомогательного хозяйства. Тара – это изделие, в которое помещаются материалы, полуфабрикаты или готовая продукция с целью их качественной и количественной сохранности при транспортировке с места производства до места хранения или потребления.
Назначение тары: потребительская, транспортная, производственная.
Потребительская тара – функционально-самостоятельное устройство, непосредственно заключающее в себе рациональный по объему использования потребительский запас, обеспечивающее непосредственную защиту его количества и качества на необходимое время, экономически характеризуемое единой с запасом стоимостью.
Транспортная тара - функционально-самостоятельное устройство, заключающее в себе определенное множество потребительских запасов, обеспечивающее их физическую сохранность в процессе транспортировки, перегрузки и хранения на складе, экономически характеризуемое равномерным в процессе эксплуатации переходом его стоимости на стоимость запаса. Транспортная тара, предназначенная для хранения и перемещения товаров от поставщиков к потребителям, по принципу использования подразделяется на универсальную (ящики, бочки, мешки и т.д.) и специальную (мешки для цемента, муки, ящики для сливочного масла и т.д.).
Производственная тара предназначена для хранения, перемещения и складирования продукции на предприятии-изготовителе (в цехах, перемещение полуфабрикатов и готовой продукции между цехами, на отпускных складах). В качестве производственной тары принимаются деревянные и металлические (сплошные, решетчатые, сетчатые), а также пластмассовые и изготовленные из картона ящики, разнообразные поддоны, мешки.
По степени (кратности) использования тара подразделяется на разовую, используемую повторно (в том числе возвратную) и многооборотную. Разовая тара предназначена для однократного использования при поставках продукции. Обычно после первого употребления она приходит в негодность. В других случаях ее сбор, хранение и возврат экономически менее выгодны, чем изготовление.
Основные требования, предъявляемые к таре:
Минимальное соотношение массы тары к массе помещенной в нее продукции;
Прочность и надежность конструкции, обеспечивающие сохранность качества и количества помещенного в нее продукта;
Дешевизна изготовления;
Удобство упаковки и распаковки;
Портативность и удобство перевозки порожней и загруженной.
При установлении преимущества вида или типа тары учитывают следующее:
абсолютную массу (разницу между массой брутто и нетто);
относительную массу (отношение собственной массы тары к массе продукта, который подлежит затариванию. Этот показатель характеризует технический уровень производства тары);
коэффициент собственной массы (отношение массы тары к образуемому ею объему, подлежащему загрузке);
объемную массу тары (отношение массы тары к ее собственному объему).
Состав и организация тарного хозяйства зависят от вида продукции предприятия, требования потребителя к ее фасовке, упаковке и таре, а также от кооперирования с предприятиями –поставщиками тары и упаковочных материалов. Обычно часть тары и средств упаковки предприятия производят самостоятельно, для чего создаются специальные подразделения (цехи, участки). Основную часть тары предприятия получают от специализированных предприятий – бочки, стеклянные банки, металлические контейнеры.
Организация тарного хозяйства включает учет и планирование потребности в таре, ее оборот, изготовление, ремонт и хранение.
Потребность в таре и упаковочных материалах планируется на основе производственной программы выпуска продукции предприятием по количеству видов и нормам расхода тарных и упаковочных материалов на единицу продукции.
Годовая потребность в тарных и упаковочных материалах в соответствующих единицах измерения устанавливается по формуле:
где Qпр – годовое количество затариваемой продукции; n - количество продукции помещаемое в единицу тары; k - коэффициент оборота тары (число оборотов тары между поставщиком и потребителем за год); m- норма расхода тарных или упаковочных материалов на единицу продукции.
Потребность в таре рассчитывают, исходя из норм вместимости продукции в таре при максимальном использовании ее объема. Выяснив потребность в таре, отдел материально-технического снабжения предприятия составляет заявки на тару и упаковочные материалы с учетом оборота тары и переходящих запасов.
Оборот тары (стоимостной) - составная часть оборачиваемости оборотных средств. От правильно организованного оборота тары зависит четкая и безубыточная работа предприятия. Оборот тары включает операции, связанные с приемкой, хранением, ремонтом, повторным использованием, сдачей и возвратом тары. Особенность оборота тары заключается в том, что тара вместе с товаром, попадая к потребителю, не поступает в сферу потребления как товар (кроме потребительской тары), а обычно после извлечения товара возвращается обратно потребителю тары для ее дальнейшего использования.
Использование тары включает обязательную операцию – маркировка (указывается вид груза, его количество, требования к перевозке, грузополучатель, грузоотправитель, специальные требования по сохранности груза и т.п.). Маркировка тары, подлежащая проверке, бывает: товарная (наименование предприятия, товара, его сорта); прейскурантная (порядковый шифр или номер тары по прейскуранту); отправительская (наименование отправителя, станции назначения и отправления); железнодорожная грузовая (количество мест и их масса); специальная - условно-иллюстрирующая (она предписывает способы обращения с грузом и, следовательно, с тарой). Например, написано «Не бросать», «Вверх, не кантовать», «осторожно» или нанесены манипуляционные знаки: рюмка (бокал) – осторожно, хрупкое; зонтик – боится сырости и т.д.
Многократное использование тары является главным фактором снижения расходов на ее изготовление и осуществляется в двух формах:
тара, в которой поставщик отпускает товар, не продается покупателю, а остается собственностью поставщика и поэтому после извлечения товара подлежит возврату (инвентарная тара);
тара, в которой поставщик отгружает материал или изделие, продается вместе с товаром, но подлежит сдаче предприятиям, собирающим тару (возвратная тара – бочки, ящики).
6. Совершенствование транспортного, складского и тарного хозяйства
.
Основные направления совершенствования транспортного хозяйства:
внедрение в производство современного подъемно-транспортного оборудования и резкое увеличение уровня механизации, автоматизации транспортных и погрузочно-разгрузочных работ;
внедрение единых транспортных систем с автоматической адресацией грузов, автоматизацией складов, сортирующих и выдающих грузы с помощью специальных устройств с програмным управлением, телеуправлением транспортных средств, автоматизированных контейнерных площадок, гидравлического пневматического и канатно-подвесного транспорта непрерывного действия;
проектирование технологии транспортных и погрузочно-разгрузочных работ, ее оформление в единой технической документации4
использования сборно-разборной тары сквозного применения, повышение эффективности использования подъемно-транспортного оборудования;
улучшение системы плановых перевозок и дичспетчерского руководства (работа по твердому графику, создание нормативной базы, улучшение сменно-суточного планирования);
создание современных депо, автогаражей, станций технического обслуживания, организация систематического надзора за состоянием трасс и их ремонтом;
Для эффективной организации складских и транспортных работ на предприятии немаловажное значение имеет оптимальная организация процессов упаковки (затаривания) различных грузов.
Упаковка - средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции (грузов) от повреждения или потерь при транспортировке, складировании, перевалке, укладке, хранении и других операциях.
Упаковка часто является носителем информации о товаре. Упаковка играет важную роль и в маркетинге - удачный дизайн упаковки способствует реализации товара.
Тара - элемент и /или разновидность упаковки, представляющая собой изделие для размещения в нем и предохранения продукции (грузов) от повреждения и порчи при транспортировании, погрузочно-разгрузочных работах, складировании и хранении - ящики, бочки, контейнеры и т.д.
Тару классифицируют в соответствии с признаками:
- размеры тары - крупногабаритная, малогабаритная;
- материал изготовления тары - деревянная, металлическая, стеклянная, комбинированная;
- жизненный цикл тары - разовая, возвратная, оборотная (многооборотная);
- прочность тары - жесткая, мягкая, полужесткая;
- конструкция тары - неразборная, разборная, складная, разборно-складная;
- возможность доступа - закрытая и открытая;
- специфические свойства тары - герметичная и негерметичная.
По функциональному назначению различают транспортную (контейнер) и потребительскую (стаканчик для сметаны) тару.
Тара может быть производственной (для внутризаводских перевозок); инвентарной (должна быть возвращена владельцу); складской (для хранения).
Организация тарного хозяйства предприятия включает следующие этапы:
- приобретение, проектирование и изготовление тары;
- хранение и учет движение тары;
- выдача в производство и организация ремонта тары.
Основные направления совершенствования тарного хозяйства:
- разработка наиболее эффективных и экономичных типовых конструкций тары;
- организация централизованного производства и рациональной эксплуатации применяемой на предприятии тары.
Вопрос 4 Технико-экономические показатели складского хозяйства и пути их улучшения
Для оценки работы складов применяют три группы показателей.
1 Показатели, характеризующие интенсивность работы склада:
- грузооборот общий - объем полученных и отправленных грузов за анализируемый период;
- грузооборот по прибытии - объем полученных грузов за анализируемый период;
- грузооборот по отправлению - объем отправленных грузов за анализируемый период;
- удельный грузооборот - отношение грузооборота общего к площади склада;
- коэффициент неравномерности загрузки - отношение грузооборота наиболее напряженного месяца к среднемесячному грузообороту;
- показатель хранения - произведение веса груза в партии на количество суток хранения;
- коэффициент оборачиваемости грузов на складе - отношение грузооборота общего к объему грузов вмещающихся в склад.
2 Показатели, характеризующие эффективность использования складских площадей:
- вместимость склада - объем грузов, который одновременно может вместить склад;
- полезная площадь склада - отношение вместимости склада к высоте укладки груза;
- коэффициент использования вместимости - отношение количества хранимых грузов в анализируемом периоде к вместимости склада;
- грузонапряженность склада - отношение количества хранимых грузов в анализируемом периоде к полезной площади склада.
3 Показатели, характеризующие уровень сохранности грузов и финансовые показатели работы:
- количество случаев несохранности грузов и порчи грузов по вине работников;
- суммарные расходы склада - сумма затрат на хранение и административно-управленческих расходов;
- себестоимость хранения грузов - отношение суммарных расходов склада к показателю хранения (тонно - сутки хранения);
- удельный вес транспортно-складских расходов в себестоимости продукции.
Основные направления совершенствования складского хозяйства:
- комплексная механизация и автоматизация складских работ;
- улучшение использования складских площадей;
- организация оптимального материально-технического обеспечения предприятия;
- внедрение систем материально-технического обеспечения предприятия типа "точно - вовремя", сокращающих объемы складских запасов.
Выводы
1 Складское хозяйство - совокупность общезаводских и цеховых подразделений, предназначенных для приемки, размещения, хранения и отпуска продукции, предметов и средств труда.
2 Функции складского хозяйства: прием и хранение предметов и средств производства; подготовка к выдаче их в производство; выдача их в производство в установленном порядке; подготовка готовой продукции к отправке и отправка потребителю; организация учета движения запасов и их регулирование.
3 Главная задача складского хозяйства состоит в организации нормального питания производства материальными ресурсами, нормальной отправки готовой продукции потребителям при минимальных затратах на функционирование складского хозяйства.
4 Значение складского хозяйства определяется тем, что недостатки в его организации оказывают прямое влияние на протекание производственных процессов. Рациональная организация складского хозяйства - одна из предпосылок экономии затрат и повышения эффективности производства в целом.
5 Организация складского хозяйства включает: определение номенклатуры и типа складов (складских помещений); рациональное их размещение на территории предприятия, расчет и проектирование, строительство и оборудование складских помещений; определение порядка их работы.
6 Объектами складского хозяйства являются: помещения, резервуары, площадки и другие сооружения специализированного и универсального типа, оснащенные подъемно-транспортным и дозировочным оборудованием, КИП, техникой и аппаратурой для защиты от климатических воздействий и пожаров, а также для защиты окружающей среды, средствами для укладки хранимых грузов, оборудованием для их подготовки к перемещению и потреблению.
7 Выбор вида складских помещений и определение их количества производится в зависимости от структуры, масштабов и типа производства, пространственного построения предприятия; объемов кооперации и т.д. Принятый вариант обосновывается экономически. Критерием принятия решения является минимум затрат, связанных с проведением складских, погрузочно-разгрузочных и транспортных операций.
8 Расчет общей площади складов (складских помещений) ведется по укрупненным нормативам (метод нагрузок) или точными методами.
Метод расчета по укрупненным нормативам (метод нагрузок) применяется для универсальных складов или на первой стадии проектирования складов (складских помещений). Точный метод расчета используется при детальном проектировании.
9 При проектировании складов особое внимание должно быть обращено на средства механизации и автоматизации складских операций. Для оценки уровня оснащенности складов погрузочно-разгрузочными средствами и другими механизмами используют показатель насыщенности средствами механизации.
10 Организация тарного хозяйства предприятия включает следующие этапы: приобретение, проектирование и изготовление тары; хранение и учет движение тары; выдача в производство и организация ремонта тары.
Основные направления совершенствования тарного хозяйства: разработка наиболее эффективных и экономичных типовых конструкций тары; организация централизованного производства и рациональной эксплуатации применяемой на предприятии тары.
11 Для оценки работы складов применяют три группы показателей: показатели, характеризующие интенсивность работы склада; показатели, характеризующие эффективность использования складских площадей; показатели, характеризующие уровень сохранности грузов и финансовые показатели работы.
12 Основные направления совершенствования складского хозяйства: комплексная механизация и автоматизация складских работ; улучшение использования складских площадей; организация оптимального материально-технического обеспечения предприятия; внедрение систем материально-технического обеспечения предприятия типа "точно - вовремя", сокращающих объемы складских запасов.
В | Восстановление технологической оснастки - цехи и подразделения, которые производят продукцию для собственных нужд предприятия: производят запасные части для ремонта оборудования, проводят ремонт и модернизацию оборудования; изготавливают технологическую оснастку; нестандартное оборудование; производят энергию (электрическую энергию, сжатый воздух, пар) Вспомогательные процессы - автоматизированное производство, которое за короткое время и при минимальных затратах на том же оборудовании, не прерывая производственный процесс и не останавливая оборудование, по мере необходимости позволяет переходить на выпуск новой продукции произвольной номенклатуры в пределах технических возможностей и назначения оборудования |
К | Комплексная механизация - система машин (оборудования, транспортных средств, средств контроля и т.д.), обеспечивающая строго согласованное во времени выполнение операций всех стадий процесса изготовления изделий, начиная от получения исходных заготовок, заканчивая выпуском готовых изделий через равные промежутки времени Консорциум - использование в проектируемых изделиях ранее освоенных в производстве деталей и узлов Концерн - это акционерное общество, объединяющее деятельность нескольких фирм для достижения их общих целей. Как юридическое лицо корпорация несет ответственность по долгам и налогам за все входящие в нее предприятия и выступает в качестве самостоятельного субъекта предпринимательской деятельности Коэффициент технологической оснащенности - максимальный по продолжительности полный путь. Критический путь обозначается на графике жирными (двойными) линиями |
Л | Линии без наличия транспортных средств (стационарные) конвейера создаются в тех случаях, когда по условию технологического процесса операции должны выполняться во время движения рабочего конвейера без снятия предметов труда с конвейера или операции должны выполняться на стационарных рабочих местах Линии с пульсирующим движением характерны для непрерывно-поточного производства. Здесь ритм поддерживается с помощью конвейеров, перемещающих предметы труда с определенной скоростью, или с помощью световой или звуковой сигнализации при отсутствии конвейеров Линии со свободным ритмом - оформление технологических операций, при котором в упрощенной технологической (маршрутной) карте указывается лишь последовательность обработки детали (маршрут) |
О | Обслуживающее хозяйство производственные процессы - это процессы по оказанию услуг, необходимых для осуществления основных и вспомогательных процессов. К ним относятся транспортные, складские, погрузоразгрузочные, комплектовочные, контрольные и другие процессы, а так же материально-техническое снабжение Объекты организации производства являются: помещения, резервуары, площадки и другие сооружения специализированного и универсального типа, оснащенные подъемно-транспортным и дозировочным оборудованием, КИП, техникой и аппаратурой для защиты от климатических воздействий и пожаров, а также для защиты окружающей среды, средствами для укладки хранимых грузов, оборудованием для их подготовки к перемещению и потреблению Однопредметные поточные линии - форма технологической документации, в которой наряду с указанием оборудования, оснастки, разряда работы и нормы времени содержится характеристика способов и режимов обработки по элементам операции (переходам) Операционный цикл (то) - законченная часть технологического процесса, выполняемая на отдельном рабочем месте без переналадки одним или несколькими рабочими (бригадой) Опытное производство - совокупность взаимосвязанных процессов: по выбору наиболее рациональных форм и методов организации производства новых изделий; по обеспечению производства материальными ресурсами (сырьем, материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями); по подготовке кадров соответствующих профессий и квалификации; по сбору необходимой информации для оперативно-производственного планирования Организационно-производственные требования предприятия характеризуется способностью его системы управления обеспечить устойчивое положение предприятия на рынке и его экономическое развитие. Организационно-управленческий потенциал определяется уровнем прогрессивности организационной структуры управления предприятием, организацией производства и труда, методов и способов управления персоналом Организация промышленного производства те, в ходе которых непосредственно производится продукция, на которой специализируется данное предприятие Открытие - средство контроля потребления энергоресурсов и выполнения текущих плановых балансов |
П | Параллельно - последовательный вид движения 1. детали передаются с операции на операцию поштучно или транспортными (передаточными) партиями; 2. по каждой передаточной партии обеспечивается непрерывность ее обработки на всех операциях технологического процесса (обработка без пролеживания между операциями). Партионный вид - пригодность технического или художественно-конструкторского решения быть признанным объектом правовой охраны как отвечающего требованиям, предъявляемым к изобретению или промышленному образцу Переходная модель поточной линии То называются наименьшие равные отрезки времени, в течение которых достигается одинаковый выпуск No изделий на всех операциях Перспективные балансы - процесс ее пространственного построения Плановые (текущие) балансы производства предусматривает управление комплексно - автоматизированным производством без физического вмешательства человека Полный путь - это максимальное время, на которое можно увеличить продолжительность данной работы, не изменяя при этом продолжительности критического пути` Последовательный вид движения характеризуется тем, что выпуск новой продукции начинается только после полного прекращения выпуска продукции, снимаемой с производства. Поточная линия - метод организации производственных процессов, основанный на максимальной реализации принципов: дифференциации, прямоточности, специализации, непрерывности, параллельности, пропорциональности и ритмичности. Предмет науки об организации производства основана на сосредоточении деятельности цехов на выпуске однородной продукции Предметная форма специализации - подразделение предприятия, на котором производятся, как правило, все (от первой до последней) или большинство операций, необходимых для полной обработки деталей или сборки сборочных единиц в данном цехе Предприятие метод предусматривает наличие перерыва в производстве, в течение которого на тех же самых площадях, на которых производился выпуск старых изделий, будут произведены все подготовительные работы (перепланировка, монтаж технологического оборудования, транспорта и т.д.) для выпуска новой продукции Прерывно - поточные (прямоточные) линии представляет собой определение рациональных источников покрытия этой потребности как со стороны, так и за счет собственных источников Производственная структура предприятия предприятия определяется его способностью производить максимально возможный объем продукции на основе имеющихся в его распоряжении техники, технологии, научно-технической информации и природных ресурсов Производственный процесс - структурная единица цеха, объединяющая в себя несколько рабочих мест Производственный цикл (тп) понимаются предметы труда (заготовки, полуфабрикаты, сборочные единицы и т.д.), одномоментно находящиеся на поточной линии Промышленный робот называются производственные процессы, состоящие из последовательно осуществляемых действий над простым предметом труда (производство одной детали или партии одинаковых деталей). В ходе простого процесса структура предмета труда не изменяется |
Р | Рабочие конвейеры применяются на поточных линиях с выполнением операций на стационарных рабочих местах (станках) и с различным числом рабочих мест - дублеров на отдельных операциях, когда для поддержания ритмичности необходимо обеспечить четкое адресование (распределение) предметов труда по рабочим местам Расходная часть энергетического баланса - новое и полезное для конкретного предприятия или организации техническое решение, которое предусматривает замену конструкции изделия, технологии производства, используемой техники или состава материала Регламент обслуживания (франц. remonte, от remonter - поправить, пополнить, снова собрать) - процесс восстановления работоспособности машин и оборудования Ремонтная единица (r) - совокупность общезаводских и цеховых подразделений, предназначенных для поддержания оборудования предприятия в исправном состоянии Роботы второго поколения (автоматические манипуляторы), как правило, работают по заранее заданной "жесткой" программе. Например, в жесткой связи со станками, оснащенными ЧПУ Роботы третьего поколения - максимальное время, на которое можно увеличить продолжительность работы или отсрочить ее начало, не изменяя при этом ранних сроков начала последующих работ, при условии, что начальное событие этой работы наступило в свой ранний срок |
С | Серийное производство характерны для условий выпуска широкой номенклатуры постоянно повторяющихся видов продукции, когда за рабочими местами закрепляется несколько операций, выполняемых в определенной последовательности, при этом часть работ может выполняться непрерывно, часть - в течение нескольких месяцев в году, состав процессов носит повторяющийся характер Синдикат - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство Система непредупредительного обслуживания Наиболее распространенной разновидностью предупредительной системы обслуживания Система предупредительного обслуживания - организованная на основе регламента обслуживания совокупность технических, организационных и экономических мероприятий, предназначенных для обеспечения наибольшей эффективности обслуживания с учетом возможных изменений состояния объекта обслуживания и условий производства Системный подход (1) - методологическое направление в науке, задача которого состоит в разработке методов исследования и конструирования сложноорганизованных объектов - систем различных типов и классов Складское хозяйство - совокупность зданий и сооружений для приема, размещения, хранения и отпуска продукции, предметов и средств труда Скорость движения конвейера представляет собой сочетание простых процессов, осуществляемых над множеством предметов труда (процесс изготовления сборочной единицы или всего изделия или процесс разборки). В ходе сложного процесса структура предмета труда изменяется - она или усложняется (сборка), или становится менее сложной (разборка) Смешанная система отражает улучшение качества жизни людей, что адекватно росту доходов работников, обеспечению их занятости, повышению квалификации, улучшению условий труда, сокращению травматизма и количества случаев профессиональных заболеваний, улучшению социальной защищенности Стандарт-план поточной линии нейтрализует отрицательное влияние на ритмичность производства случайных перебоев в работе оборудования. Этот вид задела формируется перед наиболее ответственными и трудоемкими операциями, а также на контрольных пунктах. Величина этого задела определяется опытным путем на основе анализа вероятности отклонения от заданного такта работы на данном рабочем месте или может быть рассчитана по формуле Сущность метода СПУ - основной показатель работы линии, представляющий собой период времени между запуском на линию двух смежных предметов труда или выпуском с поточной линии двух смежных готовых изделий |
Т | Тара - совокупность этапов, охватывающих проводимые научные исследования по определенной проблеме Технико-организационный уровень производства - совокупность эксплуатационно-технических показателей, определяющих степень совершенства изделия относительно возможностей современного производства Техническое обслуживание участки оснащаются однородным оборудованием (групповое расположение станков) для выполнения определенных операций технологического процесса Технологическая (маршрутная) карта - это режущий, вспомогательный мерительный инструмент, штампы, модели, станочные и слесарные приспособления, пресс формы и т. д Технологическая подготовка производства (тпп) - максимально возможное использование ранее применяемых в производстве материалов, оборудования, оснастки Технологическая специализация - детали, сборочные единицы и изделия, которые находятся непосредственно в процессе обработки (сборки, испытаний на рабочих местах) Технологический процесс - время выполнения технологических операций в производственном цикле Тип производства - совокупность общезаводских и цеховых подразделений, предназначенных для перемещения людей и грузов вне территории предприятия, между цехами, участками, рабочими местами и операциями технологического процесса Транспортные конвейеры поточных линий - состоит из деталей, сборочных единиц и изделий, находящихся в процессе перемещения между рабочими местами и расположенных на транспортных устройствах Трест устанавливают предельно-допустимый плановый расход энергии, необходимый для изготовления единицы продукции или выполнения единицы работы |
Тара - это товарная упаковка, которая применяется во время перевозки и хранения товаров. Она предназначена для обеспечения сохранности количества и качества товаров, защищает их от внешних воздействий, потерь и порчи. Все товары и продукты, которые перерабатываются или реализуются предприятиями общественного питания, доставляются в таре. Различные физико-химические свойства сырья, продуктов, готовых изделий определяют необходимость использования разнообразных видов тары.
Классификация тары производится по четырем основным признакам:
o по видам материала тара делится на деревянную, стеклянную, металлическую, тканевая, картонно-бумажную, пластмассовую, разную;
o по степени жесткости, то есть способности противостоять механическим воздействиям, - на жесткую, полужесткую, мягкую;
o по степени специализации-на универсальную и специализированную; универсальная тара используется для нескольких видов товаров;
o по кратности использования тара бывает одно-оборотной и многооборотной (используемой неоднократно). Многооборотная тара в свою очередь делится на инвентарную, принадлежащую определенному предприятию-поставщику и имеющую его инвентарный номер, и тару общего пользования, поступающую от разных поставщиков; применение многооборотной тары позволяет значительно сократить количество тары, находящейся в обращении.
Сейчас все более широкого применения приобретает многооборотная тара - таро-оборудования, что представляет собой как тару, так и оборудование. Это специальные конструкции, выполняющие одновременно роль внешней тары, транспортного средства и оборудования складов. Наиболее распространен на предприятиях ресторанного хозяйства унифицированный контейнер в виде емкостей и средств их перемещения. Эти емкости предназначены для хранения, приготовления, транспортировки полуфабрикатов от заготовочных и промышленных предприятий на предприятия ресторанного хозяйства, кратковременного хранения, приготовления и раздачи блюд.
К таре предъявляются технические, эксплуатационные, санитарно-гигиенические и экологические требования.
Важное значение имеет повышение уровня унификации, совершенствования стандартов и технических условий. К таре предъявляются определенные требования в соответствии с ГОСТ. К техническим относятся требования к материалу, размеров, а также прочности, надежности, обеспечивающие полную сохранность продукции и многократное использование тары.
Эксплуатационные требования к таре предусматривают удобство упаковки, распаковки, приемки, перевозки, хранения, продажи товаров.
Санитарно-гигиенические требования предусматривают обеспечение возможности быстрой санитарной обработки и дезинфекции. Экологичность тары - и безвредность, возможность при утилизации избежать загрязнения окружающей среды.
Тарооборот включает приемку, вскрытие, хранение и возврат.
Прием тары. Тара, поступившая с товаром, должна быть принята с соответствующими нормативными документами и условиями договора поставки материально ответственными лицами так же, как и товар. Приемка по количеству включает проверку фактического наличия тары и сопоставление его с данными сопроводительных документов. При приемке тары необходимо обращать внимание на наличие сертификата, а также правильность тарной маркировки, соответствие его требованиям ГОСТА.
При приемке тары по качеству проверяют ее целостность, внешний вид, обращают внимание на дефекты: наличие повреждений, загрязнений и т. д. Выявляют, насколько качество поступившей тары соответствует требованиям ГОСТ, техническим условиям и данным сопроводительных документов.
При обнаружении несоответствия качества тары требованиям стандартов следует приостановить приемку и составить акт.
Если фактическое количество, качество, цены и маркировка поступившей тары соответствуют данным сопроводительных документов (товарно-транспортная накладная, счет-фактура), то материально ответственное лицо расписывается в получении, ставится штамп приемки и тара оприходуется.
Вскрытие тары должно производиться специальными инструментами, чтобы сохранить ее качество.
Хранится тара в специально отведенных складах или в отдельных помещениях штабельный или стеллажным способом. Тару, которая имеет специфический запах, хранят отдельно. Мешки тщательно очищают от пыли, высушивают и хранят на стеллажах в сухих помещениях.
Порядок возврата тары должен быть предусмотрен в договоре поставки. Тара инвентарная многооборотная, принадлежащая определенному поставщику, возвращается ему по залоговой цене, оговоренной в договоре. Тара, стоимость которой включена в стоимость товара, возвращается на тарозбирни пункты как тароматериал. Тара, стоимость которой не входит в стоимость товара, должна возвращена поставщику товара, но этот порядок необходимо предусмотреть в договоре.
Если стоимость тары включена в цену товара, стоимость тары сверх цены товара не оплачивается, при этом она подлежит возврату тароремонтным предприятиям по договорным ценам как тароматериал.
Если договором поставки предусматривается, что стоимость тары не включена в цену товаров, тара оплачивается товароодержувачем по договорным ценам сверх стоимости товара, и в договорах должен быть предусмотрен возврат тары поставщику в обязательном порядке по ценам поступления.
При снижении качества возвратной тары, товароодержувачем цена принимается по более низким ценам или он платит штраф. Все вопросы по оплате тары должны оговариваться в договорах поставки.
Тара - это товарная упаковка, которая применяется при перевозке и хранении товаров. Она предназначена для обеспечения сохранности количества и качества товаров, защищает их от внешних воздействий, потерь и порчи. Все товары и продукты, перерабатываемые или реализуемые предприятиями ресторанного хозяйства, доставляются в таре. Разные физико-химические свойства сырья, продуктов, готовых изделий определяют необходимость использования разных видов тары.
Классификация тары осуществляется по четырем основным признакам:
По видам материала тара делится на деревянную, стеклянную, металлическую, тканевую, картонно-бумажную, пластмассовую, разную;
По степени жесткости, то есть способности противостоять механическому воздействию, на жесткую, полужесткую, мягкую;
По степени специализации - на универсальную и специализированную; универсальная тара используется для нескольких видов товаров;
По кратности использования тара бывает одно-оборотной и многооборотной (используется неоднократно). Многооборотная тара в свою очередь делится на инвентарную, которая принадлежит определенному предприятию-поставщику и имеет его инвентарный номер, и тару общего пользования, которая поступает от разных поставщиков; применение многооборотной тары позволяет значительно сократить количество тары, находящейся в обращении.
Сейчас все более широкое применение приобретает многооборотная тара - тарооборудование, которое представляет собой как тару, так и оборудование. Это специальные конструкции, выполняющие одновременно роль внешней тары, транспортного средства и оборудования складов. Наиболее распространенный на предприятиях ресторанного хозяйства унифицированный контейнер в виде емкостей и средств их перемещения. Эти емкости предназначенные для хранения, изготовления, транспортировки полуфабрикатов от заготовительных и промышленных предприятий на предприятия ресторанного хозяйства, кратковременного хранения, изготовления и раздачи блюд.
К таре выдвигаются технические, эксплуатационные, санитарно-гигиеническое и экологическое требования.
Важное значение имеет повышение уровня унификации, усовершенствование стандартов и технических условий. К таре выдвигаются определенные требования согласно ДСТУ. К техническим относятся требования к материалу, размерам, а также прочности, надежности, которые обеспечивают полную сохранность продукции и многоразовое использование тары.
Эксплуатационные требования к таре предусматривают удобство упаковки, распаковывания, прием, перевозку, хранение, продажу товаров.
Санитарно-гигиенические требования предусматривают обеспечение возможности быстрой санитарной обработки и дезинфекции. Экологичность тары - это безвредность, возможность при утилизации избежать загрязнения окружающей среды.
Тарооборот включает прием, раскрытие, хранение и возвращение.
Прием тары. Тара, поступившая с товаром, должна быть принята с соответствующими нормативными документами и условиями договора снабжения материально ответственными лицами так же, как и товар. Прием по количеству включает проверку фактического наличия тары и сопоставление ее с данными сопроводительных документов. При приеме тары необходимо обращать внимание на наличие сертификата, а также правильность тарной маркировки, соответствие ее требованиям ДСТУ.
При приеме тары по качеству проверяют ее целостность, внешний вид, обращают внимание на дефекты: наличие повреждений, загрязнений и т.д. Выявляют, насколько качество поступившей тары, отвечает требованиям ДСТУ, техническим условиям и данным сопроводительных документов.
При выявлении несоответствия качества тары требованиям стандартов следует приостановить прием и составить акт.
Если фактическое количество, качество, цена и маркировка поступившей тары, отвечают данным сопроводительных документов (товарно-транспортная накладная, счет-фактура), то материально ответственное лицо расписывается в получении, ставит штамп приема и тара оприходуется.
Распечатывание тары может осуществляться специальными инструментами, чтобы сохранить ее качество.
Хранится тара в специально отведенных складах или отдельных помещениях штабельным или стеллажным образом. Тару, которая имеет специфический запах, хранят отдельно. Мешки тщательно очищают от пыли, высушивают и хранят на стеллажах в сухих помещениях.
Порядок возвращения тары должнен быть предусмотрен в договоре снабжения. Тара инвентарная многооборотная, принадлежащая определенному поставщику, возвращается ему по заставной цене, обусловленной в договоре. Тара, стоимость которой включена в стоимость товара, возвращается на таросборные пункты как тароматериал. Тара, стоимость которой не входит в стоимость товара, должна быть возвращена поставщику товара, но этот порядок необходимо предусмотреть в договоре.
Если стоимость тары включена в цену товара, стоимость тары свыше цены товара не оплачивается, при этом она подлежит возвращению тароремонтным предприятиям по договорным ценам как тароматериал.
Если договором снабжения предполагается, что стоимость тары не включена в цену товаров, тара оплачивается товарополучателем по договорным ценам свыше стоимости товара, и в договорах должно быть предусмотрено возвращение тары поставщику в обязательном порядке по ценам поступления.
При снижении качества возвращаемой тары товарополучателем цена берется по более низким ценам или он платит штраф. Все вопросы относительно оплаты тары должны оговариваться в договорах снабжения.