Жизнь людей 70 годы. Есть ли жизнь после семидесяти? Заводы и фабрики
Идеей проекта The Anonymous Project стало сохранение богатства старых цветных фотографий. С того момента как фотография стала массовой, на снимки чего только не попадало - строгие семьи, странные ситуации,необычные наряды и т.д. Создатели проекта организовали базу данных для любителей старины и историков. Представляем яркую подборку снимков 50-х - 70-х годов.
США, 1977 год
Калифорнийские модники из 70-х буквально излучают свободу: сегодня их наряды могут показаться вульгарными, но тогда на побережье, да еще и в винтажных роликах подобные персонажи были на своем месте.
США, 1960 год
Сегодня активистки резко критикуют хеллоуинские костюмы коренных жителей Америки, тогда как еще полвека назад это был одним из самых популярных образов среди детей, и никто не считал подобные переодевания оскорбительными.
США, 1950 год
Красный торшер, красный костюм и красный галстук. В объективе ретрокамеры подобная композиция выглядит куда романтичнее, чем современные постановочные студийные фото причесанных парочек.
США, 1950 год
До всемирной известности легендарной Мэрилин Монро оставалось еще несколько лет, но кажется, что практически все девушки того времени ничуть не уступали ее очарованию.
США, 1960-е годы
Пленка перестала быть признаком роскоши, а это значит, что в объектив попадали не только ладно выстроенные в ряд родственники, но и обыденные пейзажи, дышащие радостью и спокойствием.
Великобритания, 1965 год
Чашка кофе посреди полей на обочине? Почему бы и нет! Яркие вещи носила не только бунтующая молодежь - кричаще розовый свитер или кардиган модного нынче горчичного цвета были по душе и в меру педантичным британцам.
США, 1963 год
Розовая шляпка с перьями и широкая улыбка американки - яркие маркеры беззаботной эпохи.
США, 1950-е годы
Солнечный день, открытый бассейн и сигара в зубах вполне достойны отдельного снимка, а главные герои, кажется, всем своим видом доказывают ценность отдыха.
Гавайи, 1960-е годы
Кажется, ни одна девушка, ступившая на Гавайи, не избежала снимка в традиционном наряде. Красный цветок непременно должен был сигнализировать о беззаботном счастье.
США, 1969 год
Некоторые снимки, сделанные будто в прошлой жизни, больше походят на картины. Каждый из юных спортсменов по-своему понял, как нужно показать всю свою удаль на камеру, и вместе они смогли передать дух целой эпохи.
США, 1960-е годы
К слову, не все наряжались вызывающе по любому поводу. Свобода - это, конечно, прекрасно, но ведь и белая рубашка под классический черный костюм вне времени и шикарны.
Великобритания, 1960-е годы
Улыбающаяся девушка, начищенная до блеска шикарная машина и вид на реку - определенно выигрышные составляющие успешной фотокарточки.
США, 1970-е годы
Тут могла бы быть расистская шутка про темнокожего парнишку и велосипед, но на самом деле даже обычная улица с живущими на ней американцами, пропущенная через объектив старого фотоаппарата, прекрасна.
США, 1972 год
Пожилого дедушку и, вероятно, его маленького внука связал момент и огромный бегемот. Наверняка этот кадр по-своему дорог тому, кто завещал увековечить старые времена в интернет-архиве.
США, 1950-е годы
Снимки того времени создают ощущение, что все неизменно улыбаются и стараются продемонстрировать лучшие свои наряды.
Великобритания, 1976 год
К слову, романтические поездки на машинах, о которых написаны целые книги и сняты фильмы, были невозможны без обычной рутины вроде бритья прямо перед автомобильным зеркалом.
США, 1950-е годы
Снимок этих аккуратных мужчин сегодня бы обязательно использовали для иллюстрации поклонников уличной моды.
Великобритания, 1960-ые годы
Сегодня в аккаунтах-миллионниках Instagram подобные фото освистали бы за их натурализм (или же провозгласили новыми иконами стиля, такое тоже возможно). Но тогда эта была просто карточка, которая хранит мурашки от холодной воды и бесконечное ощущение свободы.
США, 1977-е годы
Великобритания, 1967-ой год
Миллиардер Михаил Прохоров, баллотирующийся на пост президента России, говорит, что у него была одна мечта в детстве — наесться досыта.
«Тогда я все время был голоден, и как-то раз видел фильм по телевизору, где отряд находит тайный погреб, а там так много еды: ветчина, мясо. Нам задали сочинение на тему „О чем я мечтаю?“. И я в сочинении написал, что хотел бы возглавить отряд, зайти в погреб и наесться досыта. Искренняя мечта была убита в самом детстве», — рассказал он в эфире телеканала «Дождь».
В семье начальника Управления международных связей Госкомспорта СССР и сотрудницы кафедры полимеров Московского института химического машиностроения ребенок мечтал наесться досыта?
Ладно бы Прохоров, с этим понятно: ему хоть всю планету в горло засунь - сыт не станет. Это пример того алчущего, который, вопреки евангельским алчущим, не блажен, ибо не насытится. Но вот в журнал наш НБиС пишет письмо читательница - комментируя публикацию известного футуролога М.Калашникова о ложной памяти, внедряемой в сознание ныне живущих о советском времени.
Фрося Марусина (22-01-2012 13:02): «У Калашникова, видимо, тягчайшая амнезия. Кому это он рассказывает про отсутствие очередей за молоком и наличии мяса в магазинах военных городков в 70-х? Если бы сама девчонкой регулярно в них не стояла в доблестном городе Мирном (Плесецк) и видела в этих самых 70-х мясо в свободной продаже в магазинах этого самого военного городка, то не было бы так смешно читать эти "откровения"».
Дело тут вот в чем. Со времен совдепа многие слова изменили свой смысл. Например, сейчас слово «голод» употребляется в смысле описания болезненных ощущений пустого желудка и крайней недостаточности питания. Но это только сейчас. Я вам не скажу за всю Одессу - вся Одесса очень велика; скажу за Уфу, бедный провинциальный город, серый и бесперспективный в 70-е годы ХХ века, откуда никогда не сменятся было квартирой в Ленинград, Киев или Кишинев, откуда и мечтать нельзя было выехать в Краснодар, Ставрополь или Кисловодск на «ПМЖ». Я там жил. Я помню.
Слово «голод» у совков 70-х годов ХХ века означало вовсе не рези в животе. Оно изменило свое значение в брежневский хлебосольный период и стало означать просто отсутствие желаемых деликатесных продуктов.
Например, наличие хлеба и макарон - это голод. Отсутствие лососевой икры - при полной доступности кабачковой и баклажанной икры - голод. Совки так друг другу и говорили - «голод», «голод» - про недоступность ряда деликатесов - и мы, дети, жадно впитывали эту фальшь, становясь из пионеров хиппующими детьми перестройки…
Я помню скандал в нашей семье 70-х годов. Покойный уже дядя Вова начал тянуть про голод, и тогда мой дед-коммунист, фронтовик (тоже уже покойный) в ярости распахнул створчатые двери в гостиную. Гости увидели роскошный стол, ломившийся от яств, а дед начал выговаривать дяде Вове:
Не обессудь, зятек, голод ведь, вот уж чем богаты… по скудости-то нашей…
Покупать ливерную колбасу в 70-е годы было стыдно. Уфимцы считали своим долгом сказать продавщице и окружающим: «Я для кошечки беру…»
Дед мой однажды на эту кошечку прореагировал сердито. Подошел вслед за дамочкой к прилавку и громко отчетливо сказал:
А мне тоже ливерной! Для себя!
Хлеб, уксус, соль, перец, горчица практически ничего не стоили. В любой столовке их можно было кушать сколько угодно, как при коммунизме, бесплатно. Манную кашу со шматком сливочного масла (только позже я узнал, что по потреблению сливочного масла мы обошли США в 3 раза!) приобретали за 10 копеек. А в булочной Уфы всегда можно было подобрать с пола несколько мелких монеток, чем мы, дети 70-х, охотно пользовались, подбирая оброненную мелочь (наклонятся за 5 копейками для взрослых было стыдно) и покупая себе булочки «похрустеть».
Когда совки говорили (и говорят) - «мяса не было», то имеется в виду вовсе не то, что мяса СОВСЕМ не было. В Уфе (которая очень низко, на 60-м месте, стояла в рейтинге городов СССР) мясо было всегда. Но оно было на рынке и в кооперативном магазине (уфимцы, помните? Перекресток Ленина и Коммунистической - ВСЕГДА любое мясо, ВСЕГДА несколько сортов колбас?). А в магазине наблюдалась некоторая нехватка ДЕШЕВОГО мяса. Поэтому моя мама вела меня (уфимцы, помните? Во дворе Башпединститута, там почему-то выдавали…) в очередь за ДЕШЕВЫМ мясным рагу, и мы стояли по два-три часа, как дураки, за дешевизной, хотя до КООП дойти было - два квартала.
Но тут включался какой-то нелепый механизм экономности - совок считал грехом переплачивать за мясо, и иногда некоторые наши соседи летали самолетами за дешевым мясом в Москву. Сейчас это звучит, как бред, но тогда было реальностью. Авиабилет был дешев, тетки опоясывались сумками и перли авиарейсом множество дешевого мяса из Москвы. То ли так им дешевле было покупать, то ли просто столицу повидать хотелось - не знаю…
Друзья моего отца получили как-то премию. Слетали в Волгоград покушать черной икры, вернулись к вечеру, жены до сих пор об этом перелете ничего не знают. Лихо?
Для мальчишки 70-х годов сам слух о том, что немцы в ресторанах «платят каждый за себя» казался клеветой на вожделенный Запад. Как можно - в ресторане всегда платит за друга кто-то один, обычно тот, кто приглашает, но уж никак не пополам… Много горя мы выкушали с друзьями, прежде чем научились делить на доли ресторанный счет…
Еды было так много, что мы ходили друг к другу обедать без приглашения или даже уведомления. Бабушка и не спрашивала - Саш, а сколько сегодня приведешь друзей? Двоих? Троих? Пришли, сколько зазвал, бабушка тотчас мечет на стол - НЕ СЧИТАЛОСЬ В УФИМСКОЙ СЕМЬЕ ЭТО ЗА ТРАТЫ…
Жили мы весьма широко - и мать и отец получали много выше среднего. А вот сестра отца работала на заводе, получала 120 рублей в месяц и тянула двоих детей. Отец, заглядывая к ней, всегда проверял холодильник: есть ли достаток в продуктах. Она купила кооперативную квартиру- двухкомнатную, со всеми удобствами, за 4 тыс. рублей, часть денег дал отец, не в долг, а просто так. Мог себе позволить… Вы сейчас можете родной сестре оплатить четверть покупки квартиры? И не в долг, а с одной конструкторской премии на заводе?
Поэтому, анализируя источники по совдепу и воспоминания совков, историк должен быть очень осторожен, помнить, что слова поменяли смысл очень во многом. Голод - это не отсутствие продуктов питания, а отсутствие деликатесов. Бедность - это не когда в бараке, а когда квартиру покупаешь, занимая у родных. Отсутствие чего либо - на самом деле не отсутствие, а неготовность переплачивать по коммерческой стоимости. Без своего жилья - это не тогда, когда жильё приобрести не можешь, а когда ждешь бесплатного от государства, будто оно вечный твой должник. Совок как рассуждал - «Я хоть завтра пойду и куплю кооперативную квартиру - но чего это?! Что это, я должен с зарплаты своей метры квадратные оплачивать?! Шиш, обязаны дать! Мне деньги для другого понадобятся! Может, мне ещё и в дворники устроится, чтобы квартиру мне государство соизволило дать?!» (В Уфе квартиру в городском доме сразу получал любой, кто изъявлял готовность работать дворником).
Очень многие проблемы с торговлей, как помню я (не надеясь на детскую память, я спросил у матери, она подтвердила) возникли не в 1975, 79, 80, 84, а в 1989-91, т.е. уже под влиянием «перестройки». Аберрация человеческой памяти такова, что люди ЗАПОМНИЛИ ПОСЛЕДНЕЕ - пустые прилавки 1989-91 годов, ЗАБЫВ НАПРОЧЬ, что в 1970-88 прилавки уфимских магазинов были вовсе не так уж пусты. Были, конечно, и очереди - но какие? Брали-то ведь продукты, как ненормальные! Вареной колбасы каждый брал по 4-5 палок - куда?! Вот вы представьте себе, что пришли вы в современный магазин и купили пять палок вареной колбасы - как на вас посмотрят?
Была и другая особенность. Хлеб уфимцы покупали рюкзаками. Буханок по 20-30. Зачем? Сухари сушить? Нет, хлебом откармливали в пригородах свиней. Так дешев был советский хлеб (а какой это был хлеб! Ароматный, хрустящий, таял во рту, строго натуральный продукт!) что обходился дороже комбикорма.
В «перестройку» со свинокормильцами пытались бороться, ввели норму - не более 5 батонов белого хлеба на руки. Ввели и другое: в каждом подъезде поставили бачки с хрюшкой - «Для пищевых отходов». Совки же никогда не съедали (за Уфу ручаюсь) столько, сколько готовили, очень много оставалось объедков. В промышленных масштабах недоеденное уфимскими капризулями свозили на свинофермы - какая с человеческой пищи свинина получалась, ого-го!
По материалам РИА Новости
«В фотографии есть только момент, композиция и свет…» - говорит Владимир Сычёв. И к его мнению прислушиваются тысячи современных фотографов по всему миру. Ведь этот мастер стал признанной легендой фотоискусства уже в 1970-х годах, сразу же после появления его работ в странах Запада.
В истории мировой фотографии Владимир Сычёв был первым советским профессионалом, приехавшим на Запад с архивом снимков повседневной жизни в СССР.
С некоторыми кадрами из этого архива мы хотели бы вас познакомить.
Москва, начало 70-х годов.
Владимир родился в Казани в 1945 году. Получил образование в Казанском авиационном институте, в качестве хобби играл на саксофоне.
В 1965 году купил первый фотоаппарат и сразу увлекся уличной съемкой.
В своих снимках мастер фоторепортажа выразительно запечатлел облик страны эпохи застоя, параллельно став «летописцем» нонконформизма как направления в фотоискусстве.
«Никто меня не учил, никто ничего не показывал, - рассказывает фотограф. - Я снимал город, улицу. Почему? Не знаю. Вопросам композиции, формы и другим тонкостям я научился у художников. Можно сказать, что фотографа из меня сделали художники».
«Московский поцелуй». Одна из самых известных фотографий «советской» серии.
Владимир Сычёв в одном из интервью: «В 67-м в стране отмечали 50-летие советской власти, везде проходили выставки, посвященные этому событию. В Казани фотовыставка называлась «Волга-67». Я сдал на нее фотографии - на мой взгляд, хорошие, - но их отвергли. Когда все призы раздали, я подошел к председателю жюри и показал ему свои фотографии. Он спросил, почему их не было на выставке, я ответил, что не пропустили».
«Тогда было всё просто. Можно было снимать пейзажи, колхозников, обнаженную натуру, но улицу было нельзя. А я снимал только улицу, мне это нравилось».
Казань, конец 60-х.
Москва, начало 70-х.
Сычёв эмигрировал во Францию в 1980 году и сразу стал первым и самым известным советским фотографом, попавшим на Запад с серией снимков повседневной жизни советских людей.
Владимир Сычёв любит повторять, что фотограф - это ремесленник: в отличие от истинного творца - художника, он лишь фиксирует реальность.
«Я не делаю на улице десять фотографий одного и того же. Но если особо острая ситуация, тогда я останавливаюсь и снимаю».
Интересная работа, новые знакомства и даже новая любовь . И все это в возрасте за 70. Правда, в кино. Но и в реальной жизни все больше пенсионеров понимают, что цифры в паспорте - это еще не конец. Все барьеры и ограничения находятся, главным образом, в головах. И если можно в 100 лет летать на параплане, то почему нельзя начать новую жизнь в 70.
"В сорок лет жизнь только начинается", — знаменитая фраза из культового фильма "Москва слезам не верит" для 80-х годов звучала почти революционно. Предполагалось, что женщинам в этом возрасте пора уже думать о внуках и пенсии, а никак не об устройстве личной жизни.
Заглядывать дальше, чтобы поинтересоваться, "есть ли жизнь" после 50-ти (60-ти, 70-ти) ни советские, ни российские кинематографисты особо не стремились. А если и предпринимались попытки, то получалось так страшно, что лучше и не смотреть.
А вот британцы не испугались и сняли очень позитивное кино о тех, кому далеко за… — "Отель "Мериголд": Лучший из экзотических". Несколько бодрых британских пенсионеров пытаются начать новую жизнь в Индии. Так далеко от дома их занесла не жажда экзотики и не модное поветрие — дауншифтинг, а элементарная экономия.
Жить на одну пенсию, пусть даже и английскую, в Великобритании слишком дорого. Кстати, по ходу фильма выясняется, что в Индии это весьма выгодный и перспективный бизнес — открывать специальные отели-пансионы для пожилых, где они могли бы за умеренную плату проводить остаток жизни. Как говорит один из главных героев: "В мире полно стран, где также не любят стариков, как в Англии".
И с этим не поспоришь. А с другой стороны, в мире становится все больше стран, где число пожилых жителей начинает преобладать над количеством детей. Например, в Монако доля людей в возрасте от 65 и старше составляет уже 22 процента, в Японии — 20, в Италии — 19, Германии — 18, Испании — 17. Тогда как доля детей до 15 лет в этих странах не выше 14 процентов. В общем, почти по Жванецкому: "молодежь, молодежь… Да если мы захотим, никакой молодежи не будет".
С точки зрения демографов, население страны считается постаревшим, если доля лиц старше 60 лет превышает семь-восемь процентов от общей численности. На наших глазах в западном мире происходит смена одного типа возрастной структуры общества другим. Россия на этом фоне пока еще считается относительно молодой страной, но только за счет того, что у нас очень высокая смертность, особенно среди мужчин. Но и в нашей стране ситуация меняется, и доля пожилых людей начинает стремительно расти.
Продолжительность жизни среднего европейца каждый год увеличивается на два-три месяца. Так что для многих из поколения нынешних 40-летних вполне реально дожить до 90-100 лет. И с этой постоянно растущей армией пожилых надо что-то делать. Всех в Индию в любом случае не отправишь (московские чиновники одно время предлагали создать нечто вроде города-спутника для пенсионеров).
В Дании этой проблемой уже серьезно озаботились и объявили наступивший год "Европейским годом активного старения и долголетия". Будут разработаны специальные программы для вовлечения этой возрастной группы (а в Дании доля лиц старше 65 лет составляет 17 процентов) в жизнь общества.
Впрочем, пенсионерам вовсе необязательно дожидаться, пока государство обратит на них внимание. Мэри Хардисон из штата Юта решила отпраздновать свой день рождения полетом на параплане. Об этой новости никто бы никогда не узнал, если бы не возраст начинающей парапланеристки — 101 год. Причем пенсионерка отправилась в полет по примеру своего 75-летнего сына, который давно этим увлекается. В интервью она подчеркнула, что не испытывала никакого страха.
Да и действительно, чего можно бояться в 101 год? Кстати, в фильме "Отель "Мериголд" немало остроумных шуток, в том числе на тему возраста и страха смерти. "Вы знаете, что в вашем возрасте опасно заниматься сексом? — "Ну, умрет, так умрет!" (это 70-летний Ромео о своей партнерше, которая немногим его младше).
У каждого свои представления, о том, что можно и нельзя делать в тот или иной период жизни. Фразу — "в нашем возрасте уже поздно что-то начинать (менять)" — зачастую произносят люди, которым сравнительно далеко до пенсии: 50-летние и даже 40-летние.
Поздно ли в 70 лет пытаться покорить эстрадный Олимп? Думаю, что "Бурановские бабушки", начинавшие с песенных посиделок в местном доме культуре и "довыступавшиеся" до Евровидения, ничего подобного не планировали. Просто занимались тем, что им было по душе. И оказалось, что это интересно не только их знакомым и родственникам, но еще очень многим. Кстати, европейски букмекеры ставят бабушек на 2-е место.
Сегодня эти фотографии кажутся несколько наивными, но такими притягательными. Ведь на самом деле всё это было не так давно. Было и, кажется, кануло в Лету. Можно по-разному относиться к той эпохе, но для многих и сегодня она является частью жизни.
Советская стиральная машина
Разнообразие стиральных машин в СССР было не такое уж и большое. Кто-то из хозяек по-прежнему использовали для стирки стиральные доски, но стирать в стиральной машине было намного удобней и быстрее.
Стирка в такой стиральной машинке, хотя и заменяла ручную стирку, представляла собой целый обряд. Вода предварительно нагревалась отдельно, так как подогрева воды в самой машинке не было.
Нагретая вода заливалась вёдрами (около 2-3-х вёдер) в машинку, загружалось бельё, засыпался стиральный порошок, иногда добавлялось хозяйственное мыло.
Неизменным спутником стирки были часы – время стирки засекалось по ним. Как только необходимое время стирки проходило, машинку выключали кнопкой на корпусе стиралки. Ну, если отвлёкся, прозевал – машинка продолжала стирать. В более поздних машинках уже появился таймер для отсчёта времени.
Для отжима белья сверху корпуса устанавливали специальные спаренные валики (их видно на фото). Деревянными щипцами (которые прилагались в комплекте к стиралке) бельё вытягивали и пытались вставить между двумя валиками. Обычно, бельё переплеталось в большой клубок, разделить его было довольно сложно. Очень толстый слой белья невозможно было пропустить между валиками, при очень тонком – бельё не выжималось. Только щипцов не хватало для распутывания клубка, приходилось помогать второй рукой, невзирая на кипяток.
Ну, вот удалось распутать бельё, и вставить краешек какой-то вещи в валики. Теперь надо было крутить ручку, чтобы бельё затягивалось и выжималось. Выжатое бельё спускалось на крышку машинки, установленную для этого случая за валиками. При этом вода стекала как в машинку, так и мимо, на пол.
После окончания стирки всего белья вода с машинки выливалась через шланг в ёмкость, и только потом выливалась (насоса машинка не имела). Отжатое бельё складывалось в ванную или корыто для полоскания. Вода менялась дважды или трижды. Бельё вручную выкручивалось и развешивалось для сушки.
Советский кипятильник
Чтобы нагреть воду для стиральной машинки пользовались электрокипятильником. Данный электроприбор был особенно в ходу у командированных лиц. В гостиничном номере с помощью него можно было приготовить чай, а особо экономные, варили даже суп из пакетиков.
Особо продвинутые граждане СССР делали кипятильники самостоятельно из текстолита и хромовой проволоки. Это были «монстры» - кипятильники! А сколько из-за них было выбито пробок?!
Советский пылесос
Само название - за себя говорит, что веник, как бы можно выкинуть. Но не тут-то было.
Пылесос в доме тогда стал неотъемлемой частью нашего быта. Пылесосить хотели все, не только мама и папа, даже дети. Сам процесс всего этого говорил о том, что в доме теперь порядок, и можно звать гостей. Для домохозяек это было куда приятней убирать помещение, чем подметать веником.
Выпускалось тогда несколько марок пылесосов. Это классический пылесос советского времени, который назывался гордо – «Ракета». Эта модель оказалась настолько удачной в конструкции и надежной, что некоторые пылесосы живы до сегодняшнего дня и находятся в рабочем состоянии. Правда и шум стоял такой, как при старте космического корабля.
Вообще, космическая тема была очень популярной в то время. Если была «Ракета», значит должен быть «Сатурн»!
Ковер - символ достатка советской семьи
Сейчас комнаты украшают картины, фото и гобелены. В советское время на стенах красовались ковры. Лучше если шерстяные и с бахромой. Это было как подтверждение достатка семьи. Ковер висел в каждой комнате (ну, кроме кухни и туалета с ванной). Во-первых, он защищал от холодной стены. Во-вторых, был украшением комнаты. В-третьих, играл роль шумоизоляции от громких соседей.
У меня тоже был ковер – детский, маленький и мягкий, почти как велюровый. И по бокам была бахрома. Он был бордово-свекольного цвета. Такой насыщенный цвет, что ковер казался съедобным.
На полу лежал палас – это ковер без красивого узора, просто на метры продавался. Для ковров также был специальный веник – с мягким ворсом (если у вас, конечно, не было «Сатурна» или «Ракеты»).
А зимой, после первых снегопадов, все выходили чистить ковры в снегу. Очень часто слышались хлопки с улицы. Кто просто раскладывал ковер на дороге, кто вешал его на забор и выбивал пыль. Для чистки ковров продавались специальные выбивалки, обычно – пластмассовые.
Какая романтика без «Романтики»
Наверно одним из самых популярных магнитофонов 70-х годов в СССР, несомненно был – «Романтик», хотя в народе его упорно звали «Романтика». А народ, как известно - всегда прав. Ведь в то время молодёжь постепенно впускала к себе в дом первых западных «гостей» в роли Joe Dassin и Afric Simone, с осторожностью проникаясь запрещённой, а потому интригующей западной культурой.
Попав на прилавки магазинов в 1965 году, переносная модель бобинного магнитофона, не сразу украсила интерьеры квартир. Не все готовы были выложить полторы, а то и две зарплаты за этот шедевр. Но успокаивающее гипнотическое вращение катушек с новомодной музыкой брало своё. И советский гражданин, махнув рукой, влезал в долги с тем же азартом, как сейчас российский гражданин берёт кредит - приобретая машину.
Следом в 1969 году выходит новая модель «Романтик 3», с немного изменёнными формами и усовершенствованным движком. Через три года в Харькове осваивают выпуск консольной магниторадиолы «Романтика-105», это так называемые три в одном – радио, проигрыватель и магнитофон.
В 1976 году выпустили вариант уже с четырьмя дорожками - «Романтик 304». Несмотря на то, что масса вместе с батарейками достигала 6 килограмм, дизайн у модели был по тем временам явно европейский. Ну, а запас батареек обеспечивали - шашлычок и дискотеку на природе (опять же - романтика).
Первый кассетный магнитофон в СССР сразу вызвал чувство гордости у советского человека, казалось, мы шагаем в ногу со временем. Конечно, это изделие попало в разряд часто искомого и дефицитного.
Перематывать кассету на первых советских магнитофонах не всегда получалось - магнитофон «зажевывал» ленту. Кассеты берегли и использовали для перемотки карандаш.